Перейти на старую версию сайта > > >
^

Как вести себя руководителю среднего звена в новом коллективе? Алгоритм поведения в первый месяц работы

14.04.2016 Как вести себя руководителю среднего звена в новом коллективе? Алгоритм поведения в первый месяц работы

Особенно важным является первый день, первая неделя, первый месяц работы. Адаптироваться на новом месте вам поможет алгоритм поведения руководителя в новом коллективе, который был разработан психологом М.Е. Литваком и опробован на практике мною и моими коллегами. Предлагаю этот алгоритм вашему вниманию.

Основными задачами первого месяца является налаживание отношений со своим начальником, коллегами (равными по статусу) и управление подчиненными.

Стратегия налаживания отношений с начальником

Наладить отношения с непосредственным руководителем - это самая главная задача для вас. Ведь именно он является человеком, который обеспечивает ваш пищеварительный и ободрительный инстинкты (платит вам деньги).

Как налаживать отношения с ним? Слушаться его. Ведь вы пришли к нему работать, потому что понравилась, друг другу, наверное, у него было много кандидатур, но он выбрал вас - не разочаровывайте его, подчиняйтесь. Лучше, если вы сохраните обращение к нему на «вы», даже если он разрешил перейти на «ты», ведь это человек не вашего статуса.

Стратегия налаживания отношений с коллегами

Формирование равноправных отношений с равными по статусу - тоже важно. Постарайтесь познакомиться и побеседовать с каждым из начальников отделов, с которыми вам предстоит работать в первую же неделю. Постарайтесь вести себя с ними на равных. Если для них это приемлемо, можно перейти на «ты».

В отношениях с коллегами равного статуса необходимо показать, что они не уполномочены давать вам указания. В случае, если они пытаются это сделать, можно вежливо, но твердо сказать: «Я вас понял/поняла. Мне нужно проконсультироваться с моим руководителем, Петром Петровичем».

Управление подчиненными

С подчинёнными не надо наложить отношения, ими надо управлять (в том числе и увольнять при необходимости). И если это не удается сделать должным образом, следует продолжать нарабатывать управленческие навыки.

Итак, ваш алгоритм на первый месяц управления новыми подчиненными может быть таким.

  1. Постарайтесь узнать заранее сколько у вас будет подчинённых, как их зовут, иную информацию о них (например, в отделе кадров). Соберите как можно больше информации о компании.
  2. Как бы вы не одевались обычно, оденьтесь в деловом стиле в свой первый день в новом коллективе.
  3. Когда зайдете в отдел, поздоровайтесь и предложите собраться на несколько минут, чтобы вам представиться коллективу. Надо собрать подчинённых и рассказать кратко о себе. Стоит немного рассказать о вашей карьере и специализации, затронуть и личные вопросы, чтобы не было сплетен и выдумок. Например, если вы приступили к работе директором по персоналу можно рассказать о себе так: «Меня зовут Марина Юрьевна, я ваш новый руководитель. Я живу в Москве, работаю в сфере управления персоналом более 10 лет, замужем, есть ребенок».
  4. В первый же день определите для подчиненных, как следует к вам обращаться и как вы будете обращаться к ним. На мой взгляд, к подчиненным следует обращаться на «вы». Ведь обращаясь к ним на «ты», вы ставите их на свой уровень, а вы не равны по статусу. Поэтому и им следует обращаться к вам на «вы», вы ведь не их личный друг, это поможет сохранить иерархию. Обращайтесь к ним на «вы» и по имени отчеству, если только они не попросят называть их по имени.
  5. Попросите каждого из работников вашего отдела рассказать то же самое о себе. Позже обязательно изучите подробно резюме и личное дело каждого подчиненного. Скажите подчиненным, чтобы они продолжали работу в том же порядке. А вы пока будете за работой наблюдать.
  6. В первый день сообщите о порядке работы на первые несколько недель. Можно сказать, так: «Коллеги, прошу вас продолжать свою работу в обычном режиме. Я буду наблюдать за работой и осваивать специфику деятельности компании и нашего отдела. Позже мы обсудим мои наблюдения и выводы».
  7. В случае, если после вашего предшественника остались неразобранные документы, разберите их в первые же дни. Попросите подчиненных помочь вам и добейтесь, чтобы все документы были разобраны и подшиты по папкам. Ничто не угнетает так, как горы чужих бумаг непонятного назначения.
  8. Первые 1-2 надели наблюдайте за происходящим, постарайтесь вникнут в бизнес-процессы подразделения. Воздержитесь от посторонних, тем более личных разговоров как с подчиненными, так и с руководством.
  9. Изучите внутренние документы, локальные нормативные акты, регламенты, постарайтесь вникнуть в бизнес-процессы, нарисуйте для себя схемы взаимодействия. Постарайтесь определить слабые места в бизнес-процессах.
  10. Постарайтесь поговорить с каждым из подчиненных за эти две недели, поймите их взгляд на ситуацию, их готовность работать, желание что-то улучшить. Наблюдайте за их поведением, чтобы разобраться в групповой динамике, на какие группы разделен коллектив, какая группа доминирующая, есть ли антилидеры, которые будут угрожать вашему управлению коллективом.

Но вот первые две недели прошли, вам уже кое-что понятно. Соберите совещание (и в дальнейшем собирайте их регулярно). Что нужно обсудить на этом освещении? Расскажите, как вы видите работу отдела, какие хотели бы ввести правила, что и как подчинённые должны с вами согласовывать, когда могут действовать самостоятельно.

После совещания поговорите с каждым починным. Лояльных похвалите за хорошую работу. Тем, кто проявил непокорность, можно сказать так: «Мария Ивановна, я вижу, что я не нравлюсь вам как руководитель, не так хорошо руковожу, не те указания даю. Если я вам не нравлюсь, я не против, чтобы вы поискали другого лучшего руководителя». Такой разговор дисциплинирует. Если не помогло - будете готовиться к расставанию. Ведь вам важно сохранить ваше психологическое здоровье, а этого не сделать, если постоянно бороться с непослушным подчинённым.

Стоит ли заводить друзей среди подчинённых? На мой взгляд – нет. Не ходите с ними на обед, путь обсудят вас за вашей спиной, не ведите с ними разговоры о жизни, не делитесь личными секретами. Помните - предают преданные люди.