Как создать фирменный стиль компании: 8 правил

Как создать фирменный стиль компании: 8 правил

Чек-лист и практические советы по разработке фирменного стиля от Дениса Юдина, преподавателя Русской Школы Управления.
8517

Бренд — это множество маленьких деталей, которые слаженно работают и составляют единое целое. Если во время сборки этого механизма вы забыли какую-то часть или ввернули неправильно винт, вы рискуете получить неработающую машину. Чтобы избежать поломок вашей бренд-машины, с самого начала формируйте грамотный бриф на разработку логотипа и фирменного стиля. Не откладывайте этот процесс.


Разработка фирменного стиля: чек-лист

Начните с изучения чек-листа по созданию фирменного стиля. С его помощью вы не упустите важные моменты при заполнении брифа. Ниже мы обсудим подробнее каждый этап:

  • Что?
  • Для кого?
  • Для чего?
  • Как?
  • С кем?
  • Где?
  • Что еще?
  • Форма и содержание.

1 правило — «ЧТО?»

  • Что представляет собой продукт?
  • В чем суть бренда (основная идея/миссия продукта)?
  • Какое уникальное торговое предложение (УТП) продукта?
  • Почему именно ваш продукт (относительно конкурирующих) захочет купить потребитель?
  • Позиционирование продукта (основное отличие от основных конкурентов).
  • Какие 3 основные ценности продукта (рациональные и/или эмоциональные)?
  • Какую выгоду потребителю дает каждая из приведенных выше ценностей?

Важно: пишите подробно, со ссылками на продуктовые страницы, обязательно с примерами (или на примере субститутов и продуктов-альтернатив).


2 правило — «ДЛЯ КОГО?»

Какие три группы потребителей будут пользоваться вашим продуктом чаще всего. На кого он рассчитан?

Опишите их по следующим параметрам или в свободной форме (в первую очередь опишите самую многочисленную группу — ядро целевой аудитории):
  • Демография: пол, возраст, семейное положение, вероисповедание, национальность, прочее.
  • Социология: социальный статус, образование, род занятий, ежемесячный доход, прочее.
  • Поведение: авторитеты клиента, степень осведомленности о продукте, степень заинтересованности в продукте, степень приверженности данному продукту, интенсивность потребления, стереотипы восприятия / предрассудки.
  • Образ жизни и психологический портрет.
  • Соотношение мотиваций: рациональные / эмоциональные.

Важно: избегайте шаблонных и поэтому бесполезных описаний. Опишите вашего потребителя как живого человека, чтобы по вашему рассказу можно было отчетливо представить конкретного потребителя и его действия.


3 правило — «ДЛЯ ЧЕГО?»

  • Для чего ваш продукт нужен потребителю? Какие проблемы потребителя он решает, как облегчает его жизнь?
  • Когда и как потребитель будет пользоваться вашим продуктом чаще всего?
  • Является ли ваш продукт привычным для потребителя?

Какие у него потребности, желания, проблемы, какую боль решает ваш продукт. Опишите ситуации использования вашего продукта и решите, насколько часто потребитель будет им пользоваться. Если поведенческие паттерны в группах, которые вы описали выше, отличаются, ответьте на все вопросы для каждой группы.


4 правило — «КАК?» приобрести ваш продукт

  • Какой покупкой является ваш продукт для потребителя: простой или сложной?
  • Покажите цепочку действий потребителя: от желания купить продукт данной категории до покупки продукта.
  • В какой ситуации и условиях чаще всего потребитель будет покупать ваш продукт?
  • Ценовая и статусная характеристики вашего продукта.
  • Почему потребитель захочет платить такую цену за продукт и какие атрибуты продукта убедят его в статусе вашего продукта?

Отвечая на первый вопрос, опишите всех, кто участвует в процессе принятия решения.

В помощь предлагаю изучить лестницу узнавания Ханта:
  • У меня нет проблем.
  • Осознание проблемы.
  • Поиск решения.
  • Поиск поставщика.
  • Покупка.

Особое внимание обратите на ценовое позиционирование и статусные характеристики вашего продукта, на атрибуты, которые присутствуют и подтверждают заявленную позицию.

Важно: будьте объективны в оценках.


5 правило — конкурентная среда или «С КЕМ?»

Опишите троих основных конкурентов по следующим параметрам:
  • Название.
  • Сайт.
  • Сильные стороны конкурента относительно вашего продукта / бренда.
  • Слабые стороны конкурента относительно вашего продукта / бренда.
  • Позиционирование и УТП конкурента.
  • Ценности продукта / бренда конкурента.
  • Как долго конкурент находится на рынке.
  • Доля в % потребления продукта конкурента относительно всего объема рынка. 

Важно: основные конкуренты — это не обязательно лидеры рынка, это именно те, с кем вы «бьетесь» каждый день за потребителя.


6 правило — масштаб и дистрибуция: «ГДЕ?»

  • Масштаб интересов.
  • План дистрибуции вашего товара с указанием географических, временных и количественных показателей.

Важно: полное и грамотное заполнение маркетингового блока говорит, что ваш маркетинг работает хорошо. Незнание ответов на какие-то вопросы — это зона роста вашего маркетинга. Стратег, к которому попал ваш бриф, изучает маркетинговый блок, проводя тем самым маркетинговый аудит.

Переходим к блоку дизайна.


7 правило — «ЧТО ЕЩЕ?»

  • Для чего вам нужен логотип и / или фирменный стиль?
  • Какие задачи должна решить разработка?
  • Точки контакта и носители. Где ваш логотип / фирменный стиль будет чаще всего видеть потребитель?
  • Какие ощущения у потребителя должно вызвать визуальное оформление? Какой образ и характер бренда должен быть сформирован?
  • По каким критериям будет оцениваться эффективность разработки?

Желательно заполнять данные блоки с вашим менеджером по рекламе и только после выбора рекламных носителей. Помимо критериев оценки результата, нужно указать лиц, которые будут принимать решение.


8 правило — «ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ»

  • Языковые версии.
  • Название.
  • Какие визуальные образы отражают суть вашего бренда?
  • Какие образы и решения недопустимы для использования и почему?
  • Какой ХАРАКТЕР логотипа и стиля предпочтителен для создания желаемого образа бренда (сдержанный, экспрессивный, романтичный, мужской, волевой)?
  • Какой ТИП логотипа предпочтителен для создания желаемого образа бренда?
  • Какой СТИЛЬ / МЕТОД ГРАФИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ логотипа предпочтителен для создания желаемого образа бренда?
  • Какие цвета (и их количество) предпочтительны для создания желаемого образа бренда?
  • Приведите примеры логотипы и стили других брендов, которые вы считаете удачными и неудачными с точки зрения создания желаемого образа бренда. Чем обусловлен ваш выбор?
  • В производстве ваш фирменный стиль должен быть экономичным или допустимо использование нестандартных дизайнерских решений: необычная бумага, тиснение, вырубка, конгрев и прочее?
  • Какие носители фирменного стиля необходимо разработать?
  • Какого типа руководство по фирменному стилю вам нужно? Все «хотелки» и «нехотелки» по тому, как будущая разработка должны выглядеть, должны быть описаны в этом разделе. 

Если у вас нет четкого видения, как должно быть, обязательно нужно заполнить, как быть НЕ должно. Помните шутку: «Каков бриф — таков и креатив». Используйте эти советы и у вас будет отличный бриф!


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!