Что такое кассовый разрыв и как его предотвратить

Что такое кассовый разрыв и как его предотвратить

О главном финансовом правиле для начинающего предпринимателя
1812

По данным мониторинга, который провел аппарат бизнес-омбудсмена Бориса Титова, почти 60% представителей малого и среднего бизнеса считают снижение спроса основной проблемой 2021 года. Свыше 22% предпринимателей жалуются на неплатежи со стороны контрагентов по отгруженным товарам и оказанным услугам, 27,3% не могут оплатить налог на имущество или аренду.

Ситуацию, когда бизнес не является банкротом, но не может оплатить свои обязательства, называют кассовым разрывом. Рассказываем, как избежать этого явления и что делать, если вы с разрывом все-таки столкнулись.

Что такое кассовый разрыв

Кассовый разрыв — это ситуация, когда в бизнесе есть временный недостаток денег на выполнение обязательств. Например, предприниматель взял крупный заказ, потратился на его выполнение, а клиент просрочил платеж на несколько месяцев. В итоге бизнесмену нечем платить аренду, хотя компания прибыльная. Так часто случается, если бизнес работает по постоплате с отсрочкой платежа.

Важно определиться с терминами: не путайте кассовый разрыв и убыток, это разные явления.

  • Кассовый разрыв — это ситуация, когда компания прибыльная, но временно не может пользоваться уже заработанными деньгами.

  • Убыток — когда бизнес работает в минус, то есть если из выручки вычесть все расходы, получается отрицательная сумма.

Причины возникновения кассового разрыва

Отсрочка платежа. Распространенная причина кассового разрыва — работа без предоплаты. Причем отсрочка в некоторых случаях может достигать нескольких месяцев — и все это время нужно выполнять обязательства на собственные средства.

«Заморозка» денег в товаре или расходниках. Эта причина распространена в бизнесе, который закупает товар, а не берет на реализацию. Например, менеджер приобрел большую партию, которая будет продаваться несколько месяцев — даже если цена закупки казалась выгодной, деньги в итоге «заморожены» на складе. Чем больше товара, тем выше вероятность кассового разрыва.

Сезонность. Эта причина похожа на предыдущую — бизнес закупает товары или расходники, но не учитывает сезонность спроса. Например, магазин приобрел большую партию мороженого в конце августа, а затем наступила осень и товар оказался никому не нужен до следующего сезона.

Пройдите комплексную программу MBA Эксперт: Финансы, которая вобрала в себя современные инструменты финансового и управленческого менеджмента,
риск-менеджмента с применением теории корпоративных финансов,
ценностно-ориентированного и мотивационного менеджмента.

Вместе с преподавателями-практиками вы сформируете профессиональное финансовое и управленческое мышление, сможете конвертировать финансовые планы в ликвидный капитал и узнаете больше о кризисных факторах, которые влияют на состояние компании.

Проблемы у клиентов. Ситуация, когда клиент не может или не хочет оплачивать задолженность за уже выполненный заказ. Тогда заработанные деньги приходится получать через переговоры или суд, а это требует времени. Бывает, что клиента признают банкротом, и бизнес не получает заработанные деньги вовсе. Значит, их нельзя учитывать в балансе компании, для погашения кассового разрыва придется брать средства где-то еще.

Незапланированные обязательства или рост расходов. Например, кассовый разрыв может появиться, если бизнесу нужно срочно обновить или отремонтировать оборудование — поломку в плане не учитывали, расходы резко выросли.

Как избежать кассового разрыва

Чтобы заранее понять, не грозит ли бизнесу кассовый разрыв, нужно отслеживать финансовые показатели в динамике:

  • Поступления денежных средств в течение конкретного периода. Обычно делают разбивку по неделям или месяцам.

  • Расходы в течение конкретного периода. Чем больше горизонт планирования, тем лучше. Финансисты рекомендуют брать самый известный долгосрочный расход и планировать показатели по нему. Например, если вы платите налог на имущество раз в год, то планируйте расходы на год вперед, разбивая их на удобные временные отрезки.

  • Остаток денег на начало периода. Это запас прочности бизнеса — если сумма отрицательная, возникает кассовый разрыв, то есть денег на счете будет меньше, чем нужно на оплату всех обязательств.

Выглядеть отслеживание показателей может так. Например, бизнес делает разбивку по месяцам. За январь компания выполняет шесть заказов, причем в январе же ожидаются три платежа на общую 150 000 руб., а еще 150 000 руб. придут в феврале. Из расходов — в начале месяца надо заплатить 200 000 руб. в качестве зарплат сотрудникам и еще 50 000 руб. на другие цели. Получается, что на конец месяца образуется кассовый разрыв в 100 000 руб.. Так как бизнес ожидает 150 000 руб. в феврале, значит, можно где-то занять недостающие деньги и решить проблему. А долг отдать в феврале, когда клиент заплатит.

Смотрите также: Финансовая стратегия собственника

Еще полезно в целом следить за дебиторской задолженностью, то есть за количеством денег, которые бизнесу должны за отгруженные товары или оказанные услуги. Чем больше задолженность, тем выше риск кассового разрыва. Например, если контрагент внезапно перестанет платить бизнесу и задолженность начнет расти.

Если дебиторская задолженность будет слишком большой, это может привести к банкротству бизнеса, когда кассовый разрыв приведет к невыполнению обязательств, например, к невыплате зарплаты. Поэтому лучше не допускать ситуаций, когда бизнес целиком строится по схеме работы на долгах. И следует держать про запас деньги, которыми можно на время закрыть проблему кассового разрыва.

Как решить проблему возникшего разрыва

Кассовый разрыв — это временная нехватка денег. Значит, чтобы решить проблему с разрывом, нужно или достать деньги, или избежать расходов. Вот какие существуют варианты действий.

Оптимизировать обязательства. Редкий случай в борьбе с кассовым разрывом, но может сработать в кризисной ситуации. Например, если у бизнеса не хватает денег на оплату аренды офиса, можно от него вовсе отказаться и перевести сотрудников на удаленный формат работы. Или проанализировать загрузку склада, и если он часто пустует, переехать в другой, меньше и дешевле.

Этот способ может помочь, только если бизнес долго отслеживает денежные потоки и занимается долгосрочным прогнозированием, то есть может увидеть перспективу кассового разрыва за несколько месяцев до его появления.

Попросить отсрочку. Часто причиной кассового разрыва становится рост дебиторской задолженности. Она же является одним из способов дождаться гонораров за выполненную работу — только должником должен стать сам бизнес.

Если кассовый разрыв возникает из-за обязательства оплатить договор аренды или поставку каких-то материалов, стоит попробовать договориться с арендодателем и контрагентами.

Взять кредит. Это распространенный способ решения проблемы кассового разрыва, но за кредит нужно платить проценты, соответственно, прибыль бизнеса сократится.

 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!