В прошлый раз мы говорили о том, как квалификация сотрудников влияет на прибыльность бизнеса. В продолжении поговорим о бизнес-идее и как зажечь ею подчиненных.
Наш клиент Сергей, с которым мы встретились в кафе, спросил:
- Вы снова говорите о бизнес- идее! Может, объясните, что это такое?
- Это нечто уникальное, то, что вы создаете на своем рынке. Например, мы разрабатываем отечественные методы работы для специалистов отдела маркетинга, рекламы и pr. Поэтому нашими ценностями являются стремление и к профессиональному развитию в виде исследований, анализа и разработки. У нас созданы статусы исследователя, аналитика и эксперта по разработке технологий. Я, таким образом, закрепляю правила в решении наших профессиональных задач. Поэтому в работе с вами (нашими клиентами) мы вначале проводим исследования, затем анализируем информацию, а уже потом занимаемся разработкой методов и планов действия.
- Ого, целая цепочка - от идеи к текущей работе!
- Не только. Осознавая, что в своей текущей работе создается нечто важное и уникальное для отрасли в целом, специалисты искренне будут ценить, и уважать работу в вашей компании. Скажу откровенно, если вы решите разработать бизнес идею, ее бизнес – ценности, то имейте в виду – это сильное средство кадрового маркетинга, которое применяется для удержания людей, и вы берете на себя ответственность «за тех, кого приручили».
- Жестоко, вам не кажется?
- Я тоже так думала, пока специалисты не объяснили, что благодаря системе ценностей компании они получили возможность для самореализации, причем в достойных условиях (когда не надо беспокоиться о финансовых и социальных проблемах) в команде соратников, увлеченных одними идеями. Если вам будет легче, то вспомните, что ядерная энергия тоже имеет черную и белую сторону.
Сергей задумчиво смотрел в окно кафе.
- Значит, ценности и их статусы само по себе уже сильное средство для удержания сотрудников, – он пристально посмотрел мне в глаз. - Можно ли в таком случае обойтись без финансовой поддержки?
- Можно, а это уже жестоко (это и есть черная сторона метода). Специалист будет работать с вами ради ваших идей, пока его близкие не поставят условие – или семья или компания, и тогда он все равно уйдет.
- Хорошо, я обещаю, что учту финансовые интересы сотрудников, – предприниматель сосредоточенно вносил комментарии в свой ежедневник на планшете.
- Вы можете показать мне пример статусов для специалистов отдела маркетинга?
- Да, конечно! Возьмем, например работу по сбору и анализу информации о рынке. Ее можно разделить на несколько этапов и уровней сложностей:
• «Погружение» в информационную среду исследование
Внешние:
- работа по открытым внешним источникам
- полевые исследования
Внутренние:
- анализ имеющихся в компании отчетов
- организация сбора информации в отделах (создание маркетинговой среды)
• «Сегментация» и анализ собранной информации
- определение крупных сегментов и их признаков
- дальнейшее деление крупных сегментов
- определение общих и уникальных признаков сегментов
• «Поиск» ответов на вопросы, ради которых проводилось исследование
- определение общих направлений
- определение методов и инструментов работы
- разработка методов работы под заданные направления
- разработка стратегии развития направлений и выбор под них методов и инструментов работы
Исходя из уровня сложности и видов работ, для специалиста можно выделить несколько статусов
• Исследователь
• Аналитик
• Информационный проектировщик
• Эксперт по вопросам исследований и аналитики маркетинговой информации
Каждый статус имеет свой набор задач и работ, а также стандарты качества к результатам их выполнения.
Теперь определим перечень текущих задач для каждого статуса.(Таблица 2)
Таблица 2.
Статус «Исследователь» | Статус «Аналитик» |
1) Участие во внешних исследованиях по открытым источникам по заданной программе; 2) Подготовка и проработка собственного списка открытых источников информации под поставленную задачу; 3) Участие в полевых исследованиях; 4) Разработка и проработка списка источников информации для полевых исследований; 5) Разработка таблиц для сбора информации; 6) Разработка и реализация концепции внешних и полевых исследований самостоятельно; 7) Разработка и реализация концепции внешних и полевых исследований в качестве старшего группы |
1) Аналитика по крупным сегментам; 2) Аналитическая проработка сегментов по уникальным и общим признакам; 3) Анализ имеющихся в компании «внутренних» отчетов; 4) Организация «внутреннего» сбора информации в отделах; 5) Подготовка таблиц «сегментарных признаков» для анализа информации по внутренним источникам компании; 6) Редакция существующих стандартов описания результатов анализа; 7) Разработка «авторского стандарта» описания результатов исследований и его испытание в качестве руководителя группы Исследователей |
Статус «Информ. проектировщик» | Статус «Эксперт» |
1) Определение общих направлений; 2) Определение методов и инструментов работы; 3) Разработка методов работы под заданные направления; 4) Реализация разработанных методов, в качестве руководителя группы «Аналитиков»; 5) Консультации по вопросам исследований и анализа информации (для Исследователей и Аналитиков) |
1) Разработка стратегии развития направлений и выбор под них методов и инструментов работы; 2) Реализация разработанной стратегии в качестве руководителя проекта; 3) Консультации; 4) Подтверждение и актуализация статуса; |
Сергей внимательно изучал таблицы.
- Теперь мне необходимо рассчитать финансовую базу для каждого статуса, исходя из ожидаемых результатов работы специалиста, которые он указал в стратегическом плане.
Забыв про свой кофе, он сосредоточенно считал, не обращая внимания на окружающую его обстановку. Официант верно понял мою безмолвную просьбу, и почти бесшумно подал мне счет.