Запустить новый продукт, бизнес или стартап, выйти на международный рынок или перестроить оргструктуру — для этого нужно не только прогнозировать прибыль, но и оценить потенциальные риски. Наиболее успешно решить эту задачу можно с помощью грамотно разработанной финансовой модели. В этой статье разберем шаги, которые помогут построить эффективную финансовую модель, и ошибки, которых можно избежать.
Содержание:
— Для чего бизнесу нужна финансовая модель
— Горизонт планирования для стратегии
— Что еще нужно учесть при разработке финансовой модели
— Распространенные ошибки при построении финмодели
Что такое финансовая модель
Финансовая модель компании — это фундамент, на который в дальнейшем будут опираться владельцы бизнеса, инвесторы и сотрудники для достижения целей компании. Обычно ее составляют в виде таблицы с ключевыми показателями: от себестоимости товара или услуг до размера ожидаемой прибыли. Для ее построения используются математические расчеты, методы финансового и экономического моделирования. Работа с цифрами займет время, но позволит оценить перспективы и окупаемость бизнеса, а также зафиксировать цели проекта до его старта и отделить нежизнеспособные идеи от тех, которые будут приносить прибыль.
Для чего бизнесу нужна финансовая модель
Грамотно выстроенная финансовая модель призвана в первую очередь помочь компании достичь финансовых целей и предотвратить потери. А также решить ряд других задач и понять:
-
Как средний чек, трафик, конверсия сайта и другие измеряемые показатели влияют на прибыль.
-
Сколько продаж нужно сделать, чтобы окупить вложения. То есть определить точку безубыточности для конкретного бизнеса.
-
Рассчитать доходность за один год и за несколько лет вперед.
Также финансовая модель — это пропуск в мир больших денег. Если компания еще маленькая, но заинтересована в инвестициях, вместе с бизнес-планом частному инвестору, организации или банку необходимо предоставить и финмодель.
Горизонт планирования для стратегии
Временные рамки для стратегии индивидуальны и зависят от многих факторов. Первое, что следует учитывать — это отрасль, в которой вы работаете. В некоторых быстро меняющихся областях, таких как ИТ или мода, горизонт планирования может быть коротким: месяц, квартал, год. Среднесрочное планирование составляет от двух до пяти лет и подойдет, например, для компаний из сферы маркетинга, ресторанов, образовательных проектов. В то же время, стабильные и консервативные отрасли, например, производство или фармацевтика, могут работать с более длительными перспективами от пяти до двадцати лет.
«Секреты управления финансовыми потоками» в удобном формате EPUB.
Автор — Лариса Плотницкая, консультант по управлению финансами, преподаватель программы MBA.
Также при разработке финансовой стратегии важно учитывать три важных аспекта:
-
Цели компании. Нужно четко понимать, к какому результату вы хотите прийти и когда, и отталкиваться от этого, принимая решения.
-
Рыночные условия. Анализ рыночной ситуации и прогнозирование тенденций позволит определить оптимальные сроки для финмодели. Если отрасль предъявляет высокую степень неопределенности или подвержена значительным изменениям, отдайте предпочтение краткосрочному планированию.
-
Финансовая устойчивость. Небольшие компании с ограниченными ресурсами могут сконцентрироваться на краткосрочных планах, чтобы быстрее адаптироваться к изменяющимся условиям, тогда как крупные и финансово устойчивые бизнесы могут позволить себе более длительные горизонты планирования.
Что еще нужно учесть при разработке финансовой модели
Финансовые модели могут показаться сложными для тех, кто не участвовал ранее в их разработке. И, несмотря на большое количество и разнообразие самих моделей, структура у них будет похожа.
Финансовая модель обычно состоит из трех блоков: входных данных, расчетов и выходных данных.
Входные данные
В блоке входных данных указываются переменные, необходимые для дальнейших расчетов. А именно:
-
Размер капитальных вложений. То, что уходит на покупку или аренду недвижимости, оборудования, транспорта, капитальный ремонт, амортизацию.
-
Размер операционных расходов. Это регулярные платежи и траты: фонд оплаты труда, налоги, расходы на продвижение и рекламу, расчеты с подрядчиками и многое другое.
-
Прогнозы финансовых показателей. Вероятность изменения цен, среднего чека, количества покупателей. Конкуренцию тоже следует учитывать, а также другие внешние факторы.
-
Финансовые потоки или финансирование. Здесь следует ответить на вопрос: нуждаетесь ли вы в заемных средствах или уже используете чужой капитал, в каких объемах и на каких условиях. Все возможные выплаты с учетом потенциального долга обязательно нужно фиксировать в таблице.
Входные данные — это как ингредиенты для приготовления блюда. Меняя рецептуру, составы и пропорции, вы влияете на результат. Поэтому, управляя этим блоком данных и его переменными, вы можете управлять всей финансовой моделью.
Расчеты
Как только входные данные получены, их объединяют в формулы. Затем производятся расчеты. Так получается итоговый прогноз операционной и чистой прибыли компании.
Перспективы проекта можно оценить, если вычислить:
-
Чистую приведенную стоимость (NPV) — соотношение доходов и расходов за период, на который по прогнозам ожидалась прибыль. Если результат отрицательный, значит, расходы еще не окупились.
-
Внутреннюю норму доходности (IRR) — процентную ставку, отражающую средний уровень дохода за конкретный отрезок времени, который необходим, чтобы окупить затраты.
-
Срок окупаемости (Payback Period) — время, за которые капиталовложения окупятся и бизнес выйдет в плюс. Чем меньше срок окупаемости, тем более привлекательным считается проект или компания, и наоборот.
Выходные данные
Иными словами, это результат. Здесь вы можете увидеть все сведения, которые ввели в разделе расчетов, и подвести итоги. Отобразить их можно в отдельных вкладках: в графиках, таблицах или других форматах, комфортных для восприятия. Результаты получают благодаря формулам, в дальнейшем их можно разложить на детали и наблюдать в динамике, чтобы понять причины изменений и скорректировать стратегию достижения цели.
Распространенные ошибки при построении финмодели
Риски и погрешности неизбежны в работе с бизнес-проектами, даже опытные специалисты иногда ошибаются. Выделим самые распространенные ситуации:
-
Ошибки в прогнозах и расчетах.
-
Слабый контроль финансовых показателей.
-
Завышенные или заниженные ожидания.
-
Необъективность в оценке.
-
Несоответствие основных показателей эффективности проекта.
-
Адекватность финмодели в целом.
-
Неправильное оформление.
Независимо от размера компании, разработка стратегической финансовой модели является ключевым элементом успешного управления бизнесом и достижения поставленных целей. Если вы задумались о построении финмодели, и раньше у вас не было такого опыта, вы можете пойти несколькими путями:
-
Справиться собственными силами. Рекомендуем, например, пройти онлайн-курс по бюджетированию, чтобы поднатореть в цифрах.
-
Обратиться к специалистам, которые знают о разработке финансовых моделей все. Это будет дороже, но результат вы получите быстрее и, если выберете достойного исполнителя, качественнее.
Также обратите внимание на книгу Оливера Гассмана «Бизнес-модели: 55 лучших шаблонов». В ней рассмотрены 55 зарекомендовавших себя на практике схем, который любой бизнес может адаптировать под себя.