8 (800) 100-02-03
8 (800) 100-02-03

Тренды корпоративного обучения — 2024

Ключевые тенденции отрасли, главная компетенция современного соискателя и новые карьерные цели.
1823

Дефицит кадров — один из самых сложных вызовов, с которым сегодня сталкивается российский бизнес. Технологические усовершенствования процессов приводят к тому, что специалистам для качественного и полноценного выполнения своих функций необходимо постоянно обновлять базу навыков и компетенций.

По данным Агентства трансформации и развития экономики Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, чтобы решить проблему дефицита персонала, предприятиям до 2030 года необходимо переобучить 25 млн человек.

Содержание:

Непрерывное обучение как объективная реальность

Образование — новая карьерная цель

Адаптивность — главное качество, которым должны обладать соискатели

Ключевые тренды

Новые цифровые возможности

Варианты корпоративного обучения

Непрерывное обучение как объективная реальность

Задекларированная ЮНЕСКО еще в 1972 году концепция lifelong learning (непрерывного образования), сегодня является одним из основных факторов, обеспечивающих успешное развитие бизнеса.

Применительно к профессиональному обучению можно говорить о двух направлениях:

  1. В области производственных процессов — освоение технологий и инструментов поиска и обработки информации.

  2. В сфере общего развития компании и повышения ее конкурентоспособности — совершенствование гибких навыков: аналитического, критического и творческого мышления, коммуникаций, умения справляться со стрессом и адаптивности.

По данным исследования консалтинговой компании Gartner, количество навыков, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей, увеличивается в среднем на 10% в год. При этом часто сотрудники, понимая необходимость повышения квалификации или переобучения, ищут для себя такую модель, при которой можно совмещать работу и образование, причем так, чтобы новые знания не только отвечали запросам компании, но и были созвучны их личным ценностям и устремлениям.

Получите бесплатно образец должностной инструкции менеджера по обучению и развитию персонала

Образование — новая карьерная цель

По итогам Всемирного экономического форума 2023 года были сформулированы десять ключевых навыков, которые будут востребованы в ближайшие пять лет:

  1. Аналитическое мышление.

  2. Творческое мышление.

  3. Устойчивость и гибкость.

  4. Мотивация.

  5. Любознательность и обучение на протяжении всей жизни.

  6. Технологическая грамотность.

  7. Надежность и внимание к деталям.

  8. Эмпатия и активное слушание.

  9. Лидерство и социальное влияние.

  10. Контроль качества.

Сотрудники сегодня сами проявляют активный интерес к обучению, так как это, с одной стороны, создает возможности для вертикального и горизонтального карьерного роста, а с другой — позволяет справляться с переживаниями по поводу собственной профпригодности. По данным опроса, проведенного порталом Superjob, 23% россиян ставят обучение своей приоритетной профессиональной целью в 2024 году.

Адаптивность — главное качество, которым должны обладать соискатели

Одним из трех ключевых навыков, на который сейчас ориентируются мировые бренды и работодатели, является адаптивность. Например, в компании Siemens при приеме на работу проводится целая серия вербальных, психологических и логических тестов, позволяющих не только определить уровень знаний кандидата, но и понять, насколько он гибок, определить его способность осваиваться в разных обстоятельствах.

Недостаток опыта или отсутствие профильного образования здесь не ставится во главу угла, так как компания проводит обучение на собственной базе, а переучивать обычно сложнее, чем доучить. А вот целостность человека, соответствие результатов его тестирования ценностям, которые он заявляет и транслирует, могут быть решающими при приеме его в команду.

В Siemens считают, что такие качества, как лидерство, способность к коммуникациям, креативность и адаптивность, можно и нужно развивать, поэтому там разрабатываются и предлагаются различные программы, помогающие сотрудникам улучшать свои навыки для работы в компании.

Ключевые тренды

Можно говорить о трех основных направлениях, задающих тон корпоративному обучению на ближайший год:

  1. Обеспечение возможности непрерывного обучения. Его необходимо проводить в легком, необременительном формате, который позволяет сотруднику одновременно осваивать новые навыки и работать, но при этом не чувствовать себя перегруженным.

  2. Персонализация. Формирование обучающих программ под индивидуальные потребности, способности, интересы и планы работников способствует высокой вовлеченности в процесс обучения, активизирует внутренние потребности в саморазвитии.

  3. Использование возможностей искусственного интеллекта (ИИ). Сегодня нейросети решают множество задач по сбору, аналитике и хранению данных. Это позволяет использовать их как эффективный инструмент, делающий обучение максимально комфортным.

Новые цифровые возможности

Применение ИИ — новая норма в сфере образования. С его помощью можно оценивать имеющиеся знания сотрудников как на начальном, так и на конечном этапе обучения, чтобы проверить, насколько хорошо усвоен материал. На основании полученных данных нейросети могут подсвечивать навыки, которые необходимо усилить, составлять индивидуальный план обучения, формировать образовательную базу, необходимую для их получения. Все вместе позволяет компании оценивать эффективность инвестиций в образовательные программы и разрабатывать оптимальную стратегию обучения.

Корпоративное обучение персонала

Развивайте сотрудников с учетом стоящих перед ними задач:

  • Выявим проблемные моменты и проработаем программу курса. При необходимости создадим новые программы обучения.
  • В результате вы получите профессиональную и сплоченную команду, мотивированную на достижение поставленных целей.

Использование ИИ также способствует большей вовлеченности сотрудников в образовательный процесс. Это достигается за счет применения разнообразных форматов, позволяющих найти наиболее удобный канал восприятия для каждого, начиная от составления видео, статей и памяток на основе пройденного материала и заканчивая внедрением геймификации и технологий виртуальной или дополненной реальности. При правильно сформулированном задании нейросети легко справляются с такими задачами, что позволяет обеспечивать учеников нужными материалами в максимально короткие сроки.

При этом не стоит забывать, что искусственный интеллект — это инструмент, управлять которым должен человек. Участие наставников, кураторов и тьюторов необходимо в процессе обучения, так как только они могут дать качественную обратную связь, оказать поддержку и проявить участие.

Варианты корпоративного обучения

У компаний есть два вектора, позволяющих обеспечить дополнительное профессиональное образование сотрудников. Первый — это воспользоваться услугами сторонних EdTech-платформ и приобретать уже готовые информационные продукты. Второй — организовать собственный образовательный центр, корпоративный университет. Несмотря на то что он достаточно затратный, этот способ дает ряд преимуществ:

  • Возможность проводить обучение именно тому набору навыков, который наиболее точно отвечает потребностям бизнеса и в настоящем, и в прогнозируемом будущем.

  • Высокая лояльность и мотивация.

  • Командообразование в процессе обучения, если речь идет о новых сотрудниках.

  • Возможность свести к минимуму испытательный срок и период адаптации.

Сегодня наличие собственного обучающего центра, который становится для компании кузницей кадров, — одно из обязательных условий успешного развития бизнеса. Те, кто использует стратегии работы с персоналом, утратившие свою актуальность, рискуют проиграть в жесткой рыночной конкуренции за квалифицированные, мотивированные и лояльные кадры.

Инвестиции в обучение сотрудников делают HR-стратегию компании гибкой, адаптивной к технологическому прогрессу и возникающим на его фоне новым вызовам. В то же время забота о развитии персонала позволяет формировать более надежные эмоциональные связи, искреннюю ответную заботу об успешности работодателя и высокое качество производительности труда.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!