Недавно мы рассказывали о трендах на рынке труда: в части подбора квалифицированных сотрудников, так называемых белых воротничков, рынок переходит к ситуации, когда работодатели могут выбирать из множества кандидатов. Но еще в 2021 году все было наоборот.
— Автоматизированные системы управления рекрутментом
— Чат-боты
— Сервисы для автоматизированного проведения аудио- и видеоинтервью
По данным сервиса SuperJob, в 2022 году наибольшее сокращение количества вакансий произошло в страховой и банковской сферах: на 80% и 51%. Также упал интерес к сотрудникам отделов кадров и специалистам в сфере науки и образования: количество вакансий снизилось на 40%. Теперь рекрутерам приходится обрабатывать больше резюме — на одну вакансию они могут получить сотни откликов, зачастую неподходящих.
Обратная ситуация с поиском рабочих или сотрудников на массовые низкоквалифицированные позиции. Эйчарам нужно придумывать, как найти хоть каких-то кандидатов, потому что на работных сайтах большинства таких работников просто нет. Что в такой ситуации поможет облегчить работу рекрутеров? Собрали пять доступных инструментов.
Автоматизированные системы управления рекрутментом
Это системы, в которых можно собирать базу резюме кандидатов и сохранять историю взаимодействия. Такой инструмент позволит забыть про бесконечные таблички в Excel и сэкономить время на перенос данных с работных сайтов. В зависимости от целей можно подобрать наиболее подходящую систему. Какие-то из них, например, «Поток» или «Хантфлоу», хранят информацию в облаке. Другие системы, такие как «1С», E-Staff, собирают информацию на внутреннем сервере компании.
Автоматизированные системы могут иметь разные функции: автоматический перенос резюме с работных сайтов, сохранение комментариев по кандидатам, сбор заявок на подбор, автоматические рассылки писем и смс по шаблонам, первичный отбор кандидатов, аналитика процесса рекрутмента. Такие системы, по данным самих провайдеров, помогают сэкономить до 80% времени рекрутеров и сократить время на подбор кандидатов.
Чат-боты
Чат-боты могут быть инструментом для первичного отсева кандидатов на массовые позиции. Их можно настроить для общения в мессенджерах, соцсетях и даже на сайтах с вакансиями. Это выглядит так: после отклика на вакансию или перехода по ссылке человек попадает в диалоговое окно с ботом и отвечает на вопросы, которые вы укажете. Чат-боты особенно эффективны для закрытия массовых позиций, когда к кандидатам предъявляются четкие требования, например, наличие водительского удостоверения нужной категории.
Исходя из запроса, чат-бот можно настроить только на уточнение нужных вопросов или синхронизировать с календарем рекрутера, предлагая кандидату сразу выбрать время собеседования. Такой инструмент полезен, если для вашей аудитории важна скорость ответа и выхода на работу — в первую очередь для рабочих, курьеров, продавцов, комплектовщиков и других сотрудников с невысокой квалификацией.
Сервисы для автоматизированного проведения аудио- и видеоинтервью
Если для первичного отсева на массовые рабочие позиции подойдут чат-боты, то для автоматизации процесса собеседования с «белыми воротничками» могут пригодиться сервисы видеоинтервью от VCV, Skillaz или других провайдеров. Инструмент работает так: вместо того чтобы кандидату и рекрутеру общаться на собеседовании в режиме реального времени, соискателю предлагают в удобное для него время с включенной видеокамерой ответить на предложенные системой вопросы. Рекрутер отсматривает эти ответы и приглашает подходящих кандидатов на следующий этап отбора.
Таргетированная реклама
Все инструменты, которые мы описали выше, относятся к этапу, когда кандидат уже «соприкоснулся» с компанией. Но что делать, если соискателей мало? Для этого нужно расширять список источников поиска и идти в соцсети. Долгий, но эффективно работающий способ продвижения бренда работодателя, — вести страницы компании в соцсетях и мессенджерах. Быстрый и направленный на конкретную вакансию способ — таргетированная реклама в соцсетях или контекстная реклама в Яндексе и других поисковых системах.
Почему этот инструмент мы относим к автоматизации работы? Потому что рекрутеру не нужно самому искать в интернете каждое подходящее резюме. Для поиска кандидатов можно взять привычный маркетинговый инструмент (таргетированную рекламу) и только собирать заявки от кандидатов. Настройка рекламного кабинета требует специальных знаний, поэтому нелишним будет посмотреть обучающие курсы по работе с рекламными платформами (много бесплатных) или нанять таргетолога.
Системы аналитики подбора
В большинство ATS (Applicant Tracking System, систем по управлению кандидатами) встроены функции аналитики процесса рекрутмента. Они позволяют собрать и проанализировать воронку подбора, подсчитать стоимость и скорость закрытия позиции и другие параметры. Если пока автоматизированной системы у компании нет, можно воспользоваться предложениями джоб-бордов и ИТ-компаний. Например, HeadHunter предоставляет сервис «Аналитика подбора» с возможностью сравнить свою вакансию с конкурентами, посмотреть статистику по эффективности работы рекрутеров и статистику по вакансии. Собирать данные по процессу рекрутмента важно для того, чтобы найти «узкие» места и сделать рекрутмент эффективнее.