Информационные бизнес-системы — это совокупность инструментов и технологий для работы с данными, оптимизации бизнес-процессов и, как следствие, получения предприятием более высокой прибыли при наименьших затратах. Они помогают: внедрить новейшие технологии в работу; повысить эффективность деятельности специалистов; стандартизировать и оптимизировать бизнес-процессы, преимущественно в онлайн-формате.
— Принципы использования современных информационных технологий
— Информационные технологии для малого и среднего бизнеса — какие подойдут?
Применение бизнес-систем
Информационные технологии важны и актуальны для компаний любых масштабов. Например, предприятия не только крупного, но и малого и среднего бизнеса активно используют омниканальные коммуникации для повышения продаж и общения с клиентами (собственный корпоративный сайт, приложения, мессенджеры). Такие процессы, как ведение социальных сетей, внедрение сервисов для предоставления обратной связи и отзывов, CRM-систем и ботов-помощников знакомы каждой прогрессивной организации.
Крупные компании имеют более сложную структуру и параллельно координируют сотни, если не тысячи, различных процессов. Бизнес-системы в информационных технологиях позволяют создавать, хранить, обрабатывать информацию, контролировать процессы и структурировать данные. Например, CRM-системы аккумулируют большое количество данных от клиентов: история покупок, контакты, отзывы, предпочтения, рейтинги — то есть все, что в дальнейшем помогает оптимизировать маркетинг, повышать продажи и улучшать клиентский сервис.
Учебные программы по теме
Для примера рассмотрим одну из важнейших направлений деятельности любой компании — управление персоналом.
Бизнес-системы в HR
Многие процессы управления персоналом сейчас проходят в автоматизированном и цифровом формате. И даже те компании, которые раньше признавали только очную коммуникацию или работу в офисе, после эпидемии Covid-19 открыли для себя преимущества диджитал-решений. Например, запустили:
-
Автоматизированный поиск сотрудников на специализированных работных сайтах. Первое касание с кандидатами при этом может проводиться при помощи чат-ботов.
-
Кадровый электронный документооборот, в том числе электронные трудовые книжки.
-
Учет рабочего времени, перерывов и других процессов в формате диспетчеризации.
-
Обучающие онлайн-сервисы, в которых также предусмотрено тестирование, экзамены и аттестации. Например, сотрудник может прослушать лекцию о технике безопасности дистанционно, а работодатель — проверить знания с помощью теста. Результаты при этом сохраняются в LMS или LRS-системе и дублируются на электронную почту сотрудника и руководителя отдела. В дальнейшем это помогает составлять рейтинги и отслеживать динамику обучения.
-
Корпоративный портал, интранет и приложение — подобные решения усиливают корпоративную культуру и обеспечивают эффективную коммуникацию внутри организации.
-
Сервисы для ведения проектов. Иногда это готовое облачное решение или кастомная разработка штатных ИТ-специалистов: помогает координировать проект, определять очередность и приоритетность задач, назначать ответственных, отслеживать изменения, добавлять файлы, комментарии.
Список возможностей далеко не полный, поскольку задач может выполняться гораздо больше. Информационный менеджмент в бизнес-системах актуален для самых разных подразделений: юридических, аналитических, операционных, финансовых, маркетинговых и других.
Принципы использования современных информационных технологий
Информационные технологии постоянно совершенствуются и меняются. Крупные компании просто не могут игнорировать обновления, иначе повышается риск проиграть конкурентам. Некоторые сферы (например, бухгалтерский учет) более стабильны и даже консервативны, а некоторые — требуют обновлений чуть ли не ежедневно. Яркий пример — современные приложения банков. Доступ к ним ежедневно имеют миллионы людей, они задают тренды и часто влияют на функциональность и интерфейс. Если компания быстро реагирует на запросы пользователей, убирает баги, добавляет возможности и упрощает клиентский путь, то рейтинг приложения растет, а количество пользователей — увеличивается. В случае если компания не принимает во внимание просьбы и жалобы или реагирует медленно — клиенты уходят.
Так, среди принципов использования современных информационных технологий выделяют:
-
Удобство для потребителя.
-
Скорость внедрения изменений.
-
Простоту в использовании.
-
Легкую интеграцию в текущие процессы.
-
Расширенные возможности.
-
Безопасность работы с данными.
-
Соответствие законодательству.
-
Рентабельность в отношении цены.
ИТ всему голова
По данным исследования ИТ-корпорации SAP, 80% организаций, успешно внедривших новые технологии в ходе диджитал-трансформации, сообщили об увеличении прибыли, а 85% — об увеличении своей доли на рынке.
«Метод СУМО. Диагностика компаний на способность работать в конкурентной среде» в удобном формате EPUB.
Автор — Михаил Колонтай, научный руководитель программы MBA Русской Школы Управления. Кандидат экономических наук, профессор Высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС при Президенте РФ.
Во время кризисов, обусловленных различными событиями в мире, наибольшее развитие получили такие решения, как: онлайн-примерочные, чат-боты, новые инструменты в социальных сетях (популяризирующие вертикальные видео), автоматизированные голосовые помощники, хелпдески и кастомные сервисы для ведения проектов, омниканальные коммуникации и оцифрованные программы лояльности.
Сегодня можно выделить пять направлений развития информационных бизнес-систем:
-
Глобализация — это возможность ведения бизнеса по всему миру, без ограничений.
-
Конвергенция — это универсальность конкретного информационного продукта для разных сфер бизнеса.
-
Совершенствование информационных систем в сторону усложнения.
-
Увеличение способности к взаимодействию в международном масштабе.
-
Ликвидация промежуточных звеньев, что приводит к упрощению передачи информации постоянным и потенциальным клиентам.
Если говорить о России, то в последнее время актуален вопрос импортозамещения. Разработка и создание собственных ИТ-продуктов стали настоящим вызовом для отечественных компаний. Уже в марте 2022 года спрос на отечественный софт вырос почти на 300%.
Информационные технологии для малого и среднего бизнеса — какие подойдут?
Может показаться, что у малого и среднего бизнеса меньше возможностей для развития и больше трудностей по сравнению с крупным. Однако не стоит забывать о преимуществах, которые имеют только небольшие компании. Например, способность быстрее обработать запрос клиента и отреагировать на него, исправить ошибку, изменить качество продукта или убрать невостребованный товар из линейки, добавив востребованный. Сегодня наряду с привычными колл-центрами используют усовершенствованные CRM-системы, социальные сети, чат-боты и мессенджеры. С их помощью компания способна более оперативно решить вопросы, связанные с продажами, гарантийным обслуживанием и ремонтом, доставкой и возвратом товаров, а также предоставить консультацию, сделать напоминание или подарок и лучше узнать своего потребителя.