Буквально еще десять лет назад задачей ИТ-отдела было следить, чтобы все технологические процессы в компании были отлажены и правильно работали. По сути, он функционировал в отрыве от всей организации — отвечал только за узкую часть работ.
Но тенденция меняется: в последние годы ИТ-служба становится неотъемлемой частью компаний, которые хотят быть современными и получать высокую прибыль. Сегодня все информационные ресурсы и технологии направлены на генерацию денег и дополнительных возможностей: они помогают обеспечивать высокий уровень предоставления услуг, становятся частью конкурентного преимущества.
— Учитывайте, что ИТ для первого лица компании — это актив, который должен приносить прибыль
— Демонстрируйте «флаг первого успеха»
— Используйте спиральный подход при планировании проектов
— Связывайте управление проектов с бизнес-целями собственника
— Разрабатывайте долгосрочный план развития своего направления внутри компании
Все эти корректировки в зоне ответственности ИТ-отдела создают новый вызов руководителю подразделения: теперь он отвечает за централизованное управление четкой структурой рабочих процессов, и обязан быть лидером для своих сотрудников.
Преподаватель Русской Школы Управления Игорь Мялковский делится своим опытом ускорения и упрощения процесса адаптации руководителя к новой реальности. При внедрении новых технологий и управлении ИТ-службой эксперт предлагает соблюдать пять правил — они касаются всех сфер, с которыми сталкивается директор направления, и помогают принимать эффективные решения.
Учитывайте, что ИТ для первого лица компании — это актив, который должен приносить прибыль
Пока собственник или руководитель не поймут, как новые технологии повлияют на бизнес, вам будет сложно обосновывать свои решения. Поэтому при управлении ИТ-службой покажите преимущества нововведений. Ответьте на вопрос, какие риски возникают вместе с приобретением новых технологий? Если есть возможность предоставить информацию, когда нововведение окупится и начнет работать в плюс, вероятность получить финансовые и другие ресурсы на внедрение возрастает. Как правило, для собственника достаточно, чтобы работа ИТ приносила 2—5% от общей прибыли, что при грамотном планировании и гибкости руководителя вполне достижимо. Также это поможет заручиться поддержкой собственника — его слово будет решающим, даже когда в компании есть совет директоров, который имеет право голоса.
Демонстрируйте «флаг первого успеха»
Часто управление ИТ-службой подразумевает работу с проектами, которые могут длиться от года и больше. Это логично, что система не будет внедрена через неделю или даже месяц. Но генеральному директору или владельцу бизнеса важно понимать, запущен ли процесс и есть ли хорошие новости. «Флаг первого успеха» означает, что руководитель ИТ-службы выделит те промежуточные действия, которые будут свидетельствовать об успешном запуске, и презентует их руководству. Чем чаще показывать эти небольшие успехи — тем больше доверия и расположения к руководителю ИТ-отдела.
Учебные программы по теме
Используйте спиральный подход при планировании проектов
Когда внедряются большие и сложные проекты, может оказаться, что при использовании технологии SMART или модели GROW будет сложно прописать конечную цель. Это связано с тем, что указать реализуемость, достижимость по ресурсам и срокам для продолжительных проектов крайне сложно в условиях BANI-мира, где растут непредсказуемость и неопределенность.
Лучше использовать спиральный подход для формулирования ближайшей максимально понятной цели. Именно ее формулируем по SMART и двигаемся к ее достижению с теми возможностями и ресурсами, которые доступны. При этом помним: эта цель — промежуточная. Как только она будет достигнута, считаем, что оказались на новом уровне, поэтому ставим следующую цель. Так делаем еще один виток по спирали.
В итоге приходим к конечной цели. Она может отличаться от первоначальной, но при этом управление ИТ-службой происходит эффективно.
Связывайте управление проектов с бизнес-целями собственника
Так вы продолжите демонстрировать промежуточные успехи и заручитесь поддержкой других сотрудников компании.
Помните: стоимость технологий резко возросла, поэтому их покупка и внедрение становятся весомой статьей расходов. Для некоторых компаний такая инвестиция в информационные технологии способна превратиться в тяжелый финансовый удар. Важно учесть все эти риски и предусмотреть, как вы будете решать бизнес-задачи владельца компании, чему в том числе обучают в Русской Школе Управления на курсе «Управление ИТ-службой предприятия».
Например, внедрение 1С можно аргументировать тем, что бухгалтер хорошо знаком с этой системой. Если заставлять его работать с другим софтом, может потребоваться время на переквалификацию, или вообще приведет к увольнению сотрудника. При внедрении 1С выигрывают все: бухгалтер благодарен, что вы отстояли его запрос, а руководство компании получает качественную работу профильного специалиста без необходимости тратить дополнительные деньги на поиск нового сотрудника.
Разрабатывайте долгосрочный план развития своего направления внутри компании
При управлении ИТ-службой важно прописать основные пункты, которые будут доступны собственнику и другим директорам:
-
В каком состоянии сейчас находится ИТ-направление в компании?
-
Какая следующая точка развития?
-
Когда она будет достигнута?
-
Как осуществить переход из первого состояния в новое?
-
Что для этого нужно: какие потребуются ресурсы, кадры, возможности?
Так первое лицо и другие руководители поймут, как дальше будет развиваться подразделение.
«От эксперта к руководителю» в удобном формате EPUB.
Автор — Елизавета Ефремова, организационный психолог, преподаватель программы MBA. Данная книга призвана помочь вам развить личную эффективность новобранца-руководителя. Она написана специально для тех, кто осознанно выбирает движение вверх по карьерной лестнице.
Важно учитывать: этот план должен в точности соответствовать стратегии компании. При его обсуждении с владельцем бизнеса или директором может понадобиться поиск компромисса, чтобы найти разумное распределение ресурсов. Если работаете с кем-то из знакомых — выстраивайте рабочие границы, разделяя личное и профессиональное.
Кроме плана развития информационных технологий в компании важно прописать свои цели:
-
Кем вы хотите стать?
-
Куда хотите двигаться как профессионал?
-
Что вас мотивирует?
-
Как вы можете развиваться?
Без внутреннего вдохновения сложно стать лидером, за которым пойдет команда и другие руководители.
Мир еще изменится, и в управление ИТ-службой добавятся нюансы. При этом упомянутые пять правил служат своего рода фундаментом, на котором можно уже сейчас строить отношения с владельцем бизнеса и своей командой, чтобы достигать поставленных целей.