8 (800) 100-02-03
8 (800) 100-02-03
Как построить индивидуальную образовательную траекторию

Как построить индивидуальную образовательную траекторию

Чтобы соответствовать требованиям работодателей, специалисты должны быстро реагировать на изменения трендов на рынке труда и постоянно развиваться
4596

Концепция непрерывного образования требует постоянного обновления знаний, повышения квалификации и даже получения новых профессий. Все чаще сотрудники, независимо от опыта, совмещают работу с бизнес-образованием. Так, согласно данным опроса онлайн-кампуса НИУ ВШЭ и платформы career.hh.ru, 93% россиян считают постоянное обучение неотъемлемой частью своей жизни, при этом наличие оконченного или неоконченного высшего образования повышает стремление постоянно узнавать что-то новое. 

По данным агентства Smart Ranking, российский рынок EdTech в начале 2024 года вырос на 22,5% до 33 млрд руб. А исследование hh.ru показало, что для 58% сотрудников оплата различных программ обучения — одна из важнейших опций в соцпакете со стороны работодателя. 

Содержание:

Терминология

Стимулы для обучения

Как выстроить индивидуальную образовательную траекторию

Результаты

Сориентироваться во множестве учебных программ поможет построение индивидуальной образовательной траектории.

Терминология

Теоретики разделяют «индивидуальный» и «персонализированный» подходы, так как в первом случае программу обучения под конкретного человека формирует педагог, а во втором — учащийся определяет ее самостоятельно. Однако другие эксперты используют эти термины как синонимы.

В любом случае индивидуальный образовательный трек подразумевает самостоятельное обучение по программе, составленной с учетом личных достижений и психологических особенностей человека. Как правило, с персональными траекториями развития работают взрослые, уже получившие среднее и высшее образование. В отличие от детей, которые учатся ради хороших оценок или одобрения педагогов и родителей, они обладают сильнейшей мотивацией для саморазвития, повышения зарплаты и удовлетворения профессиональных амбиций.

Стимулы для обучения

Движущая сила «взрослого» образования — глобальная цель. Она может лежать в личной или карьерной плоскости, но в любом случае охватывать период в несколько лет. Например, получение высокооплачиваемой должности в незнакомой сфере или рост доходов для покупки собственной квартиры в центре города.

Один из главных критериев выбора цели — реалистичность в сочетании с амбициозностью. «Большая идея» поможет понять, какой именно подход к образованию является наиболее релевантным на настоящем этапе вашего развития, и не разочароваться в выборе в конце обучения.

Люди склонны сопротивляться изменениям и саботировать то, что кажется недостижимым. Поэтому образовательная траектория — это «дорожная карта», путь до цели, разбитый на маленькие отрезки. На каждом из них стоят простые и понятные цели и задачи, которые не так сложно выполнить здесь и сейчас. При этом формулировать их стоит с помощью глаголов, без использования запретов, отрицаний и негативных установок. Быстрые результаты на коротких дистанциях помогут уверенно и с удовольствием двигаться дальше и не опускать руки, если что-то не получается.

Как выстроить индивидуальную образовательную траекторию

Построение образовательной траектории начинается на фундаменте аналитики. Смена сферы деятельности или карьерный рывок требует понимания условий, которым должен соответствовать специалист в желаемой должности, а также инструментов, которые помогают ему продвигаться, получать проекты или новых клиентов. Очевидно, что в одних сферах очень важны дипломы и сертификаты, а в других преобладают мягкие навыки и связи.

Также важно оценить профессиональные и личные качества, которые влияют на карьеру. Это можно сделать с помощью профильных специалистов или самостоятельно. Например, по маркетинговой модели SWOT выявить «сильные стороны», «слабые стороны», «возможности» (зоны роста) и «угрозы» (что может подвести). Кстати, такой же анализ выбранной цели поможет определить перспективы и пути движения к ней.

Важную информацию о нас могут предоставить друзья и коллеги, оценив работу и отметив достоинства и недостатки. В ходе таких бесед часто обнаруживаются точки зрения, которые незаметны при самоанализе.

Поиск наставника

В схеме самостоятельного обучения может присутствовать фигура ментора. В отличие от классического учителя, он выступает наставником, а не контролером. Как правило, этот человек уже прошел путь, на который только встает его подопечный. Его задача помогать советом, мотивировать, развивать сильные стороны, выводить из тупика. Таким наставником может стать коллега или педагог на курсах. Работа с ментором — это партнерство, которое будет эффективным только при условии одинаково энергичного вклада обеих сторон. Ведь наставник лично заинтересован в успехах ученика. В случаях, когда человек воспринимает образование как возможность выхода из личного кризиса, ментором может выступать также психолог.

Выбор формата и обязательства

Постановка целей, аналитика стартовых позиций и другие подготовительные действия помогают определить факторы, влияющие на построение образовательной траектории.

  1. Дистанция. Второе высшее образование получают несколько лет, ДПО занимает год, а курсы по верстке презентаций — один месяц. Необходимо понять, как долго вы готовы испытывать дополнительную нагрузку в виде обучения на самом деле, и насколько это соотносится с вашей глобальной целью.

  2. Время. Существуют как программы, ограниченные только лекциями, так и большие формы с объемными практическими и домашними заданиями. Если вы не готовы уделять внимание учебе каждый день, можно начать с коротких и облегченных курсов и интенсивов. Кроме того, фактор времени влияет на выбор синхронного или асинхронного, офлайн- или онлайн-форматов.

  3. Документы. Еще один немаловажный фактор в процессе формирования профессиональной образовательной траектории — это формальности и документы, которые могут понадобиться при устройстве на работу, или, например, для участия в конкурсах и тендерах. В зависимости от формата и длительности обучения, одни образовательные учреждения могут выдавать диплом установленного государством образца, другие ограничиваться сертификатами, а третьи оказывать помощь при трудоустройстве.

Получите бесплатно книгу издательства Русской Школы Управления 
«От эксперта к руководителю» в удобном формате EPUB.
Автор — Елизавета Ефремова, организационный психолог, преподаватель программы MBA. Данная книга призвана помочь вам развить личную эффективность новобранца-руководителя. Она написана специально для тех, кто осознанно выбирает движение вверх по карьерной лестнице.

Результаты

Индивидуальный трек обучения взрослого человека предполагает, что он самостоятельно работает с информацией и за выполненные задачи отчитывается в первую очередь перед самим собой. Поэтому финальным этапом формирования персональной образовательной траектории должна стать система оценки результатов обучения, как в моменте, так и на длинной дистанции. Это могут быть дневники, графики, баллы или любая другая визуализация прогресса. А также система материального поощрения достижений.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!