8 (800) 100-02-03
8 (800) 100-02-03
ЦФА, цифровые валюты и криптовалюты: в чем различия

ЦФА, цифровые валюты и криптовалюты: в чем различия

В последние несколько лет появилось множество инноваций на рынке современных финансов. Некоторые решения, такие как криптовалюты, существуют уже более десятилетия, но именно экономические вызовы последних двух лет привлекли к ним особое внимание финансовых специалистов.
3547

Представители органов исполнительной и законодательной власти много говорят о трансграничных платежах с использованием цифровых и виртуальных активов или валют, отрасль то ли ждет регулирования, то ли уже отрегулирована. Рассмотрим статус и термины — что происходит с современными финансами в современной России.

Содержание:

Термины

Законодательное регулирование виртуальной сферы

Термины

Согласно формулировкам ФАТФ (Financial Action Task Force on Money Laundering, FATF, международный орган по борьбе с финансовыми преступлениями), ЦБ РФ и Росфинмониторинга, ключевых сущностей пять:

  1. Цифровые валюты.

  2. Цифровые активы.

  3. Утилитарные цифровые права.

  4. Виртуальные валюты.

  5. Виртуальные активы.

Если в официальных документах и текстах нормативных актов идет речь о цифровых валютах — то следует читать их как «цифровые валюты центральных банков», то есть, например: цифровой рубль, цифровой юань, единая цифровая валюта стран БРИКС.

Цифровые валюты — это фиатные, то есть обычные валюты в цифровой форме. У них могут быть дополнительные свойства, такие как сгораемость или ограничение по назначениям использования, но это в первую очередь валюты, эмитируемые и управляемые центральными банками стран. В России уже существует два закона о цифровом рубле, один вносит изменения в ГК РФ, второй — в длинный список нормативно-правовых актов.

Получите бесплатно книгу издательства Русской Школы Управления 
«Секреты управления финансовыми потоками» в удобном формате EPUB.
Автор — Лариса Плотницкая, консультант по управлению финансами, преподаватель программы MBA.

Цифровые финансовые активы (ЦФА) — это особый российский феномен. По сути, это акции или облигации, выпущенные в цифровом виде и непубличных и регулируемых специальным законом блокчейнах. Чтобы выпустить цифровой актив, необходимо обратиться к оператору платформы, имеющему лицензии ЦБ РФ. А вот покупка цифровых активов доступна уже в некоторых инвестиционных приложениях широкому кругу инвесторов.

Утилитарно-цифровые права также можно сравнить с привычными финансовыми инструментами, просто объекты требования по цифровым финансовым активам и утилитарным цифровым правам будут разного характера.

Если резюмировать: все, что имеет характеристику «цифровое» — это регулируемые ЦБ РФ финансовые инструменты.

Ожидает своего регулирования виртуальная сфера. Под виртуальными валютами в официальных текстах имеются в виду криптовалюты, точнее, виртуальные валюты (такие как биткоин, эфир, солана, трон, USDT) и виртуальные активы (токены, выпущенные на публичных блокчейнах и предоставляющие владельцам, например, права управления сервисом или права требования какого-то виртуального продукта). Например, NFT — на 100% виртуальные активы.

Законодательное регулирование виртуальной сферы

Весь законотворческий процесс, касающийся майнинга, имеет отношение к «майнингу виртуальных валют», но не к эмиссии цифровых валют, поскольку цифровые валюты эмитируют центральные банки. Почему же цифровые валюты, активы и права уже отрегулированы, хотя появились позже, а криптовалюты еще нет?

Все цифровое отрегулировать проще, поскольку оно находится под контролем не просто одного государства, но и одного регулятора. В то время как виртуальные активы и валюты существуют на публичных блокчейнах, узлы, или ноды которых распределены более-менее ровным слоем по всем развитым странам и по тем из развивающихся, в которых есть доступ к дешевым энергоресурсам. Регулирование виртуальной сферы требует совместных и консолидированных усилий со стороны многих правительств, поскольку они (виртуальные активы и валюты) по своей природе трансграничны, причем монеты блокчейнов, такие как биткоин, еще и действительно внегосударственые, самостоятельные. Регулирование виртуального мира можно сравнить с регулированием нейтральных вод или космоса.

Разумеется, регулирование виртуальной сферы продвигается очень активно. Первыми в эту сферу пришли правоохранительные органы, в том числе международные. Следом за ними отдельные государства приступили к обеспечению безопасности виртуальных инвестиций своих граждан. Сейчас Россия соблюдает протоколы ФАТФ в отношение криптовалют, то есть виртуальных валют и активов, а также подписала дорожную карту стран Большой двадцатки по регулированию оборота виртуальных валют, так что и результирующие нормативно-правовые акты не за горами.

Пока что требований к криптоинвесторам нет, несмотря на то, что это куда более сложный актив для аналитики и принятия взвешенных решений, чем классические фондовые рынки. Экспертов, способных оценить тот или иной криптопроект гораздо меньше, чем экспертов и аудиторов классических отраслей. Принципы аналитики в криптоотрасли те же: качество бизнес-плана, ценность идеи, наличие ресурсов для выполнения эмитентом обязательств, но идеи, на которых основаны наиболее интересные для инвестиций криптопроекты, как правило относятся к disruptive tech, то есть, запуск таких проектов должен разрушать старые рынки и строить новые.

За последние два года многие россияне увидели, что там, где перестали работать инструменты глобализированного мира, основанные на межгосударственных соглашениях, были подключены инструменты децентрализованной глобализации: все больше частных переводов пересекают границу не в виде электронного фиата, а в виде стейблкоинов, то есть виртуальных валют или криптовалют.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!