Мы постарались составить универсальный список обязанностей и направлений, за которые отвечает финансовый директор. Естественно, в зависимости от компании должностная инструкция может расширяться — иногда в подчинении финдира можно встретить даже ИТ-службу.
Содержание:
— Чем занимается финансовый директор
— Главное — определиться со стратегией
— Постоянный мониторинг и анализ финансового состояния предприятия
— Создание эффективной системы бюджетирования
— Оптимизация системы транзакций
— Разобраться с управлением рисками
Чем занимается финансовый директор
Финансовый директор или Chief Financial Officer — это топ-менеджер, который отвечает за все финансовые потоки в компании. Не путайте его функции с обязанностями коммерческого директора — первый занимается только деньгами, а второй в том числе и процессами, от которых зависит изменение денежного потока на предприятии.
В иерархии финдиректор обычно подчиняется либо напрямую генеральному директору, либо коммерческому «топу». Кроме того, такая должность может подразумевать не просто окладную систему оплаты труда, а получение опциона и участие в совете директоров.
В зависимости от размера компании, должность финдиректора может быть отдельной единицей, или человек будет совмещать функции главного бухгалтера организации. Общий принцип — контроль всех финансовых потоков, создание системы бесперебойного поступления денег, разработка финансовой стратегии и согласование ее с учредителями и генеральным директором.
«Секреты управления финансовыми потоками» в удобном формате EPUB.
Автор — Лариса Плотницкая, консультант по управлению финансами, преподаватель программы MBA.
Главное — определиться со стратегией
Прежде чем приступать к созданию системы финансовой службы, директору нужно разобраться, какие цели ставит собственник или гендиректор. Специалист в области разработки финансовой модели предприятия, преподаватель РШУ Дмитрий Петров выделяет три обобщенных направления, от выбора которого зависят дальнейшие действия:
-
Увеличение чистой прибыли/чистого денежного потока — наращивание выручки, расширения рынков сбыта, создание новых продуктов и вывод их в реализацию.
-
Максимизация рыночной стоимости бизнеса — привлечение инвестиций, повышение капитализации предприятия.
-
Снижение рисков ведения бизнеса — оптимизация расходов, более осторожное обращение с кредитами или вовсе отказ от них, анализ листа ожидания и возможных проблем с контрагентами при его увеличении.
Разобравшись с тем, как к бизнесу относится собственник, директор может проанализировать текущую ситуацию и уже затем брать на себя ответственность за реализацию стратегии.
Организация работы
В должностной инструкции директора по финансам обычно прописан общий пункт — организовать работу финансово-экономических и бухгалтерских служб. Это нужно рассмотреть более подробно.
Так, топ-финансисту придется проанализировать причины неэффективности каких-то действий службы, оптимизировать сценарии и процессы в предприятии, возможно, принять управленческие решения, связанные с кадрами. Иногда приходится решать проблему «раздутого» штата или, наоборот, добиваться увеличения фонда оплаты труда.
В корпорациях можно встретить подход, когда финансовая служба рассматривается как некое обслуживающее звено, которое не приносит деньги. РШУ предлагают другой подход — позиционировать управление как отдел, создающий некий «продукт». Для этого необходимо разработать систему оценки его качества и «полезности» — какие действия увеличивают расходы, какие приносят больше дохода? Подробнее о таком подходе с помощью метода построения функциональной матрицы — на профильном курсе для директоров по финансам.
Постоянный мониторинг и анализ финансового состояния предприятия
Чтобы компания достигала поставленных собственником целей, финансовому директору стоит внедрить систему постоянного анализа экономической деятельности бизнеса. Магистр экономики Владислава Кириленко в журнале Economics предлагает отслеживать цифры, связанные с тремя главными направлениями:- Решения по вложению капитала.
- Операции, проводимые с помощью этих ресурсов — какое действие в итоге дает плюс, какое минус. Аналог сквозной аналитики.
- Определение дальнейшей структуры финансирования бизнеса.
Глава экономической службы должен всегда держать руку на пульсе и понимать, куда движутся финансы в фирме, насколько качественно происходит управление ими, какое положение занимает организация по сравнению с другими игроками на рынке.
Создание эффективной системы бюджетирования
Сейчас общепринято выделяют три вида бюджетов, которые стоит создавать в крупной компании:
-
Операционные — это обобщение информации в разрезе операций, которые проводит компания.
-
Финансовые — суммы плановых доходов и расходов, активов, обязательств и капитала компании.
-
Инвестиционные — данные о том, куда и как компания вкладывает деньги.
- Почему плановые показатели значительно отличаются от фактических.
- Как повысить точность планирования, с учетом отклонений.
- Как предотвратить негативные отклонения факта от плана.
Финансовому директору необязательно использовать общепринятые системы бюджетирования. Есть и альтернативы — например, использовать в режиме реального времени систему сбалансированных показателей, систему ранних индикаторов или вводить в компании режим риск-менеджмента.
Оптимизация системы транзакций
Дмитрий Петров выделяет эту часть работы финансового директора отдельно — как правило, именно на транзакции и выделяется значительная часть времени экономической службы компании. Используются традиционные финансовые процессы — процессы оплаты и выставление счетов, подготовка счетов-фактур, оплата, документирование движения материальных ценностей.
Задача топ-финансиста — максимально оптимизировать эту работу, внедрив современное программное обеспечение. Можно использовать так называемый «принцип программиста» — если что-то одинаковое нужно сделать больше чем два раза, значит, стоит попробовать написать программу, которая сделает это за вас.
Внедряя программное обеспечение для оптимизации рабочих процессов, главному финансисту стоит обязательно просчитывать экономическую эффективность такого решения.
- Минимизация ручной обработки транзакций, соответственно, уменьшение числа ошибок.
- Повышение уровня квалификации сотрудников — человек должен не руками вводить данные, а только контролировать процессы и исправлять отклонения.
- Создание общих центров обслуживания данных из всех подразделений предприятия. Возможно, передача обслуживания таких центров на аутсорсинг для повышения экономического результата.
«Необходимо добиваться интеграции данных и интеграции процессов, информация о транзакциях должна вводиться в информационную систему один раз, без ручного дублирования. Дополнительным направлением снижения расходов в области e-business является использование электронного документооборота как внутри компании, так и со сторонними контрагентами», — утверждает Дмитрий Петров.
Разобраться с управлением рисками
В функции главы финансовой службы входит и управление рисками. Нужно разобраться в современной теории качественного и количественного понимания рисков, оценивать положительные и негативные стороны прогнозов, которые могут дать аналитики. Главное качество, необходимое директору в этой сфере — быть гибким и быстро принимать эффективные решения.
Для этого в предприятие внедряется специфическая культура управления — риск-менеджмент. Упрощенно система выглядит так:- Проводится риск-аудит, выявляются возможные проблемы, каждой из которых присваивается коэффициент опасности — насколько в текущей ситуации возможно развитие такой проблемы.
- Последствия — просчитываются возможные негативные и позитивные результаты, для каждой ситуации делается вывод — насколько критична для компании такая потеря.
- Причины — для опасных ситуаций составляется перечень причин, которые могут повысить критический коэффициент. Если риск большой, то сразу же составляется дорожная карта, которая поможет компании выйти из кризиса.
- Случаи Sumitomo / Хаманака & EAST-WEST BANK (VIENA), 1980.
- Кейсы LTCM & Barrings, 1990.
- Кейсы Enron & WorldCom, начало 2000.
- Результат закона SOX и последовавшая за ним модель COSO.
- Крах производных ипотечных инструментов 2008.
- Кейс Societe Generale / Кервель, 2008.
В рамках этой статьи подробно осветить все тонкости кейсов невозможно, поэтому за подробной информацией приходите на курс «Финансовый директор».
Оценивать риски и расставлять их по приоритету стоит с помощью специальных формул и методов:- Для краткосрочных решений рекомендуем VaR (Value at Risk) — денежная оценка величины, которая не превысит ожидаемые в конкретный период потери.
- Для долгосрочной — ROV (Real Options Valuation). Это сложный метод оценки, который помогает принять решение при инвестировании в реальные проекты, где сложно подсчитать доходность и другие традиционные параметры финансистов.
Требования к квалификации
Мы проанализировали актуальные вакансии на должность главного финансиста компании в Москве. Среди квалификационных требований обычно можно встретить эти:- Высшее образование — экономическое.
- Дополнительное профильное образование — специальные курсы от известных университетов и школ, сертификаты о прохождении финансовых и экономических программ.
- Профессиональное владение Excel, 1С и другими программами для учета и планирования.
- Углубленные знания в налоговом, аудиторском и бухгалтерском учете.
- Знание нормативных и законодательных документов.
- Профессиональные навыки ведения переговоров.
- Стратегическое планирование.
- Опыт работы в сфере компании не менее 6 лет.
- Опыт работы руководителем экономического блока или заместителем финансового или генерального директора по экономическим вопросам не менее 3 лет.
Что-то еще
Осветить все должностные обязанности финансового директора в рамках одной статьи практически невозможно — во время исследования автору попадались инструкции для топ-финансистов, занимающие десятки листов.
Например, в блок организации управления оборотным капиталом будет входит оценка и анализ капитала, расчет его потребности для операционной деятельности. При формировании стратегии для оборотного капитала финансисту придется учитывать и даже разрабатывать политику хеджирования — подбор безопасных источников финансирования активов, поиск внеоборотных активов.
Если сосредоточиться на теории и практике управления денежным циклом, то в обязанности будет входить анализ потока, расчет способности компании генерировать денежный поток в условиях рынка и текущей ситуации на предприятии. Не забывайте и об операционной деятельности — в крупной компании финансисту придется курировать отдел, который выстраивает графики «валовая прибыль — EBITDA — EBIT — чистая прибыль».
В функции современного топ-финансиста входит и поиск инвестиций — точнее, расчет данных для предложения, оценка эффективности новых вливаний в компанию. Не стоит забывать и об увеличении стоимости бизнеса, учитывая специфику этого процесса в России.
Дополнительные функции директора по финансам — это переговоры. Например, при покупке смежных бизнесов — нужно оценивать психологию продавца и, учитывая финансовый расчет, принимать решение о рекомендации к покупке или отказу от сделки.
Профессия финансовый директор состоит из большого количества разных обязанностей. С помощью упорства в ней можно раскрыть свои таланты и способности. Это профессия в стиле lifelong learning — невозможно быть эффективным специалистом, если не развиваться постоянно.