Непредвиденные обстоятельства или как часто пишут в договорах, обстоятельства непреодолимой силы случаются, но чем лучше организована транспортная логистика, тем меньше трудностей и ошибок будет в пути. Грузоперевозки — такая же важная статья расходов, как производство, маркетинг или подбор персонала. Поэтому уделять этому вопросу внимание и закладывать соответствующий бюджет — это значит сознательно повышать эффективность доставки.
Содержание:
— Что такое транспортное обеспечение логистики
— Основные задачи транспортного обеспечения логистики
— Как менялся мир транспортировки грузов
— Что сейчас происходит на рынке транспортной логистики
Что такое транспортное обеспечение логистики
Это управление процессом перемещения товаров, сырья, материалов по оптимальному маршруту различными транспортными средствами. Желаемый результат — без порчи товара, с подходящей скоростью и ценой за услугу. При этом многое зависит от приоритета заказчика: если цель — доставить товар без повреждений, то зачастую выбирается наиболее дорогой и/или долгий вариант доставки. Зато надежный.
Кроме самой перевозки процесс включает в себя погрузочные и разгрузочные работы, а также услуги хранения грузов. Затраты на транспортную логистику входят в систему управления снабжением любого крупного предприятия и планируются в годовом бюджете.
Транспортные расходы — это только часть всех расходов на логистику. Оптимизировать их можно за счет увеличения скорости доставки и уменьшения затрат на перевозки. Чтобы транспортировка прошла безупречно, ее обязательной частью является транспортно-экспедиционное обеспечение логистики. В него входят услуги по планированию и доставке груза, менеджменту доставки, погрузочно-разгрузочные работы, информационное сопровождение, а также правовые, консультационные, таможенные и страховые услуги.
Основные задачи транспортного обеспечения логистики
Специалист, знающий не только функции и задачи транспортной логистики, но и успешно применяющий их в работе, является востребованным сотрудником.
Учебные программы по теме
- Транспортное обеспечение логистики
- Директор по логистике
- Специалист по логистике и ВЭД
- Cклад предприятия: оптимизация, процессы, автоматизация, организация работы и экономика
- Управление складом предприятия
- Менеджер по закупкам
- Закупки предприятия. работа с поставщиками
- Управление складом
- Директор по снабжению
Способность учитывать возникновение пробок на маршруте, оценивать качество дорожных покрытий на пути следования, анализировать погодные условия и другие значимые критерии — это те hard skills, которые повышают вероятность избежать финансовых и временных потерь для компании.
Основные задачи транспортного обеспечения логистики — это:
-
Планирование предварительного маршрута, анализ груза и пунктов доставки.
-
Выбор и оценка автомобильного перевозчика.
-
Выбор транспортного средства.
-
Построение основного и запасных маршрутов.
-
Взаимодействие с поставщиками и распределительными складами.
-
Контроль груза во время транспортировки.
-
Соответствие процесса законодательной базе.
Как менялся мир транспортировки грузов
Знания в сфере транспортной логистики накапливались со времен древних Афин. Именно там и появился термин «logistike» — вычислять, рассуждать. Передвижение торговых караванов из одной страны в другую требовало искусного управления. Во время войн транспортная логистика активно развивалась, решая стратегические задачи снабжения армии боеприпасами, оружием, продовольствием.
В 1960-х годах военная логистика постепенно перестроилась на гражданскую — это способствовало развитию производства.
В России транспортная логистика начала активно развиваться в конце 90-х с появлением рыночной экономики. Чуть позднее основные нормы и требования грузоперевозок и логистики были узаконены в 40 и 41 главах Гражданского кодекса РФ и в Федеральном законе №870 от 30 июня 2003 года.
В настоящее время выделяют пять основных видов организации перевозок:
-
Унимодальная.
-
Мультимодальная.
-
Интермодальная.
-
Смешанная.
-
Комбинированная.
Подробнее о каждом из них мы писали в статье «Организация перевозок различными видами транспорта».
Что сейчас происходит на рынке транспортной логистики
По данным Росстата, длина автомобильных дорог в России по состоянию на 2021 год составила 1 566 145 км, в том числе 1 107 412 км с твёрдым покрытием. При такой протяженности качество дорог всегда было актуальной проблемой в нашей стране. Особенно страдают региональные и федеральные трассы, которые испытывают высокую нагрузку, но имеют меньше шансов быть оперативно и качественно восстановленными.
Как следствие, предприятия сталкиваются с логистическими проблемами при транспортировке: снижается скорость перевозок и качество грузов, повышается аварийность, транспорт быстрее изнашивается, а затраты на ремонт увеличиваются.
Но не только состояние дорожного полотна влияет на процесс транспортного обеспечения логистики. Рост количества автомобилей приводит к перегруженности автомобильных дорог в крупных городах. Износ транспорта увеличивается, снижается уровень его безопасности, так как не всем перевозчикам доступна покупка новых транспортных средств в необходимый момент времени. Частое использование устаревших технологий в системе транспортной логистики замедляет этапы оформления грузов. Это становится причиной потери связи с водителем и затрудняет процесс координации транспортировки. Нехватка квалифицированных специалистов приводит к ошибкам при формировании маршрутов.
Перспективы области
Очевидно, что возникающие проблемы необходимо решать. Ведь именно они в числе других сложностей ведут к замедлению общеэкономического роста.
86% руководителей логистических компаний, по данным опроса Pitchbook Data, считают внедрение информационных технологий оптимальным способом достичь снижения затрат. И не только считают, но и начали активную интеграцию в бизнес таких IT-технологий, как система управления автопарком Transportation Management System (TMS), система управления складом Warehouse Management System (WMS), онлайн-сервисы для клиентов и др.
Еще один важный шаг, способный повлиять на развитие отрасли, это внедрение транспортной стратегии России с горизонтом планирования до 2030–2035 гг. В планах государства повысить транспортную доступность территорий, увеличить скорости и объемы перевозки грузов, усовершенствовать мультимодальные логистические технологии и в кратчайшие сроки обеспечить сферу современными технологиями.
Изменения и инновации, интегрируемые в транспортное обеспечение логистики, показывают, как масштабно трансформируется отрасль. Это влияние способно увеличить не только прибыль компаний, но и улучшить экономические показатели всей страны.