Книга «Десять шагов комплексного обучения: Четырехкомпонентная модель дизайна обучения»¹, подготовленная к изданию экспертами Skillbox, предназначена как для специалистов в области дизайна обучения, так и для студентов, но будет полезна и всем тем, кому постоянно приходится осваивать новые навыки — а в наши дни это касается вообще всех занятых на рынке труда.
Содержание:
— Фрагментация знаний и важность комплексного обучения
— Десять шагов, индивидуальные траектории обучения и самонаправленное обучение
Книга во всей полноте раскрывает суть и структуру четырехкомпонентной модели дизайна обучения: она поможет выстроить любой курс в формате этой концепции, помогающей с успехом разрабатывать учебные программы для комплексного обучения. В нашем быстро меняющемся высокотехнологичном обществе, идти в ногу с которым можно, только непрерывно обучаясь, эта книга приобретает особую ценность. С ее помощью можно создать любую программу — от курсов кулинарного мастерства или владения Excel до программ обучения макроэкономике.
Вопросы, на которые призвана ответить четырехкомпонентная модель дизайна обучения (модель 4С/ID):
-
Как определить, какие навыки учащийся должен освоить прежде всего?
-
Как научить студента экстраполировать полученные навыки на реальные рабочие задачи?
-
Как выстроить обучение так, чтобы учащийся мог применять свои навыки комплексно?
-
Как выстроить процесс обучения, чтобы навыки оставались в долгосрочной памяти студента (т.н. выстраивание когнитивной нагрузки)?
-
Как выявлять типичные ошибки и устранять их?
-
Как обеспечить правильный уровень наставничества — достаточный на начальном этапе и постепенно угасающий по мере усвоения учащимся материала (скаффолдинг)?
Фрагментация знаний и важность комплексного обучения
Основным приемом традиционных моделей обучения привычно была фрагментация — дробление целого на мелкие и изолированные части (запомнить факт, применить процедуру, освоить концепцию и т. д.). В младших классах детям на уроке математики объясняют, что можно вычесть только из большего числа меньшее, и только в средних классах вводят понятие отрицательных чисел и так далее). Под каждую отдельную цель выбирались свои методы обучения (заучивание, отработка навыков, решение задач). Таким образом, единовременно ученик мог научиться только одному базовому навыку — или же крайне ограниченному их числу. Новые базовые навыки добавлялись постепенно, и только в самом конце обучения учащийся мог отработать сложный навык целиком.
Корпоративное обучение персонала
Развивайте сотрудников с учетом стоящих перед ними задач:
Но ведь большинство профессий предполагают, что работнику придется решать множество различных задач и разбираться со сложными взаимодействиями внутри них и между ними, а значит, ему потребуются серьезные умения применять полученные навыки одновременно и связывать их воедино. Однако при фрагментарном подходе у студентов не вырабатывается способность соединять отдельные части своих знаний и навыков, чтобы принимать решения в реальных ситуациях. В настоящее время в этом и заключается главная и насущная проблема образования.
Комплексное обучение
На смену фрагментарному образованию должно прийти комплексное — предполагающее синтез знаний, навыков и установок, взаимодействие качественно разных навыков и перенос полученных компетенций на повседневную жизнь и работу.
В наши дни меняются сами рабочие места — и не только потому, что для работы требуются новые навыки, но и в связи с тем, что данные, нужные для ее выполнения, очень быстро устаревают. К примеру, врачи-терапевты теперь не только занимаются собственно медицинскими аспектами здоровья пациентов. Им приходится осваивать множество новых препаратов, инструментов и методов лечения, а еще — регистрировать пациентов, разбираться в тонкостях функционирования медицинского страхования, сталкиваться со сбором конфиденциальной информации, обучаться психологии работы с пациентами и т. д. Бухгалтеры вынуждены учится ежедневно, так как постоянно вносятся изменения в законодательство, появляются новые компьютерные программы, меняются правила заполнения документов.
Поэтому требования к кадрам все время усложняются — сотрудники должны гибко адаптироваться к постоянным изменениям, а работодатели ждут от них умения принимать решения и творческого подхода к задачам. Поэтому образование должно обеспечивать студентов учебными заданиями, основанными на реальных кейсах, встречающихся в повседневной практике.
Структура «Десяти шагов»
Главная мысль универсальной четырехкомпонентной модели обучения и «Десяти шагов», которые помогут выстроить любую программу обучения в любой сфере, звучит так: планы образовательных программ комплексного обучения всегда можно описать с помощью четырех основных элементов, а именно:
-
А. Учебные задачи.
-
Б. Поддерживающая информация.
-
В. Процедурная информация.
-
Г. Частичная практика.
А. Учебные задачи
Целостные задачи, основанные на ситуациях из реальной жизни. Они нужны для объединения знаний и навыков. Для учебных задач характерна высокая вариативность, что позволяет студентам обобщать полученный опыт и не зависеть от конкретных деталей. Задания распределены по уровням — от простого к сложному; на каждом новом уровне поддержка учащегося снижается.
Б. Поддерживающая информация
Данные, полезные для получения навыков и выполнения учебных задач: они помогают справляться с проблемами, обосновывать и принимать решения. Они описывают, как устроена область и как в ее рамках должны решаться проблемы.
Поддерживающая информация всегда разрабатывается для каждого класса задач отдельно. Она связывает уже известное учащимся с тем, что требуется знать, чтобы успешно справляться с задачами. Может быть представлена в виде когнитивных стратегий или ментальных моделей и подаваться в виде мультимедиа, гипермедиа, эпистемических игр и др.
В. Процедурная информация
Данные, необходимые для изучения и выполнения рутинных аспектов учебных задач — то есть тех, которые всегда выполняются одинаково. Это инструкция, которая должна быть предоставлена, когда учащиеся в ней нуждаются; по мере приобретения опыта необходимость в ней исчезает.
Примером могут служить инструкции по измерению давления, которые учат студентов-медиков правильно осматривать пациентов.
Г. Частичная практика
Практические задачи, которые помогают студентам достичь автоматизма при выполнении рутинных сторон задач. Например, хирурги много времени учатся делать надрезы и зашивать раны, чтобы во время операций эти действия совершались ими с наибольшим уровнем автоматизма; пилоты самолетов отрабатывают навыки пилотирования на специальных тренажерах и так далее.
Частичная практика подразумевает множество повторов, но начинать ее следует только после того, как рутинный аспект, о котором идет речь, вставлен в контекст целостной учебной задачи, то есть когда определено его значение для целого и иерархия значимости.
Структуру десяти шагов можно кратко представить в виде таблицы:
А. Учебные задачи |
1. Разработка учебных задач |
|
|
Б. Поддерживающая информация |
4. Разработка поддерживающей информации |
|
|
В. Процедурная информация |
7. Разработка процедурной информации |
|
|
Г. Частичная практика |
10. Разработка частичной практики |
Десять шагов, индивидуальные траектории обучения и самонаправленное обучение
Прежде всего «Десять шагов» направлены на обучение сложным навыкам и профессиональным компетенциям в конкретных сферах деятельности. Но они также прекрасно подходят для обучения и более общим навыкам, например, выбору заданий, информационной грамотности и осознанности обучения.
При самостоятельном освоении курсов студенты научатся выбирать для себя задания, наиболее соответствующие их нуждам. Регулярно оценивая эффективность своих знаний, они смогут создавать индивидуальные траектории обучения — в собственном темпе — это касается, например, современных курсов иностранных языков онлайн, обучения различным профессиям в сфере ИТ и многих других. Также учащиеся овладеют навыками саморегулируемого и самонаправленного обучения и другими навыками мышления XXI века, что особенно актуально в эпоху непрерывного образования.
Международное признание
Модель 4С/ID уже на протяжении нескольких десятилетий используется в международной практике и подтвердила свою действенность. Книга станет неоценимым пособием для разработки курсов, учебных программ и платформ комплексного обучения любой направленности в соответствии с последними достижениями дизайна обучения.
¹Десять шагов комплексного обучения: Четырехкомпонентная модель дизайна обучения / Йерун Дж. Г. ван Мариенбор, Пол А. Киршнер. — Пер. с англ. — Астана: Zerde Publishing, 2023.