«Курс молодого бойца» или зачем большие компании проводят стажировки

«Курс молодого бойца» или зачем большие компании проводят стажировки

В августе 2016 года завершилась очередная стажировка в ПСМ – третья по счету. За это время пять студентов экономического факультета Ярославского Государственного Университета смогли почувствовать себя полноправными сотрудниками департамента продаж крупной производственной компании. Для большинства это был первый опыт «работы головой», по выражению самих студентов. Полный день в офисе, с четкими обязанностями и критериями исполнения - стажеры были включены в реальную рабочую атмосферу на 100%.


Зачем заводу работать со студентами, какие результаты приносит стажировка и как привлечь в команду толковую молодежь, рассказывает генеральный директор ПСМ Андрей Медведев.


3938

Как мы искали ключ к молодежи


Завод ассоциируется у людей с чем-то громоздким и малоподвижным. Чтобы развеять эти устоявшиеся стереотипы и заинтересовать молодежь работой в сфере производства, мы в ПСМ решили организовать несколько мероприятий для студентов и школьников. Цель поставили четкую - создать кадровый резерв, который позволит нам готовить сотрудников заранее, со студенческой скамьи.


К формату стажировки, который во всю действует сейчас, шли долго. В начале 2015 года один из преподавателей университета связался со мной лично через соцсеть и попросил назначить встречу с его учениками. Он предполагал, что живое общение с генеральным директором крупного предприятия пойдет на пользу студентам, изучающим менеджмент. Встреча состоялась. Студенты больше часа общались со мной тет-а-тет. Спрашивали, с чего начать свое собственное дело, как выбрать сферу приложения своих способностей и преуспеть в ней. Именно это и стало отправной точкой для создания программы стажировок в ПСМ.


Развить идею помогла серия мастер-классов для старшеклассников. На них я точно так же рассказывал о своих «правилах жизни» - секретах, позволивших создать бизнес. А потом проводил деловую игру. Такой формат позволил оценить участников и выявить лучших. Именно их мы и пригласили на первую, пробную, практику в отдел закупок. К сожалению, этот опыт не получил за собой того продолжения, который мы хотели бы видеть. Вскоре мы поняли, почему.


В рамках празднования десятилетия компании ПСМ провели промышленный квест для старшеклассников. Команды учеников выполняли задания на территории завода – искали инструменты по названиями, закручивали на скорость гайки, управляли кран-балкой, определяли объемы контейнеров. Самым веселым заданием оказалась примерка фирменной спецовки. Вот тогда-то и стало ясно, чего не хватило в нашей первой практике. Настоящих задач. Не моделей и примеров, а актуальных дел, которые выполняют сами сотрудники компании. За такие задачи интересно браться, они приносят реальный результат, а потому и зажигают огонь в глазах студентов.


Ключ к задаче был найден, и мы взялись за набор кандидатов на первую стажировку, организованную по новым принципам.


Испытание заводом: как все было организовано


Участников стажировки отбирали на экзамене в университете вместе с преподавателем. Причем задача была выбрать не только «отличников». Мы сознательно не ориентировались на оценки студентов в ВУЗе. Среди тех, кто попал на практику в ПСМ, есть и хорошисты, и те, кто хватал тройки. Нам важна была мотивация человека на реальную работу, желание попробовать себя в деле.


Самым ответственным этапом стала организация процедуры практики. Вместе с кураторами мы составляли подробнейший план. В нем было все: какой студент, в какой день, какую функцию выполняет. Так же заранее продумали, кто сможет быть наставником студенту, кроме куратора. Ошибочно думать, что, привлекая студентов, компания просто хочет решить оперативные задачи, до которых «руки дойдут нескоро, но результат от них нужен сейчас». Временные затраты куратора здесь могут быть очень высокими – студенты пока не имеют опыта работы и включаются несколько дольше, тем более наша специфика им незнакома. Поэтому чем понятнее процедура – тем успешнее проходит работа.


Одним из важных моментов практики стала регулярная, еженедельная обратная связь как от студентов, так и от кураторов. Она дала нам возможность корректировать процесс оперативно, ведь стажировка должна быть продуктивной и полезной для всех участников процесса.


Был предусмотрен и адаптационный период. Как у каждого работника компании, жизнь в ПСМ у студентов началась с экскурсии на производство и лекций руководителей. Этот этап дал ребятам общее понимание того, что такое компания ПСМ, какой продукт мы производим, какие основные цели компании. В головах студентов постепенно сложилась пусть еще и не вполне четкая, но достаточно определенная картина.


Затем началась непосредственная работа. Часть стажеров занимались сопровождением продаж. Подготавливали документацию к тендерам, помогали составлять план производства, систематизировали данные. Двоим было поручено непосредственное общение с клиентами. Они отвечали за сбор обратной связи от владельцев оборудования ПСМ. Звонили по всей России: и на Ямал, и на Камчатку.


Каждый куратор и наставник по итогам стажировки выставлял оценки, подсчитывал процент выполнения плана, давал общую характеристику работы. Суммируя все результаты, мы выбрали по одному лучшему студенту из каждого отдела. Они получили повышенную стипендию. А одного зачислили в кадровый резерв. Теперь он сможет практиковаться в ПСМ в течение года, а по окончании университета - рассчитывать на должность младшего специалиста.


Результаты практики


Во-первых, те самые рабочие задачи, которые ставили кураторы перед практикантами – были завершены на 100%. Несмотря на то, что студенты выполняли важную и ответственную работу, они не пасовали. Они действовали на высоком уровне, как грамотные специалисты. Результат их работы мы будем активно использовать. Например, информация, собранная студентами, позволит ПСМ обновить портрет среднестатистического потребителя и сегментировать клиентскую базу. Фактически - даст хорошую основу для совершенствования продаж.


Во-вторых, мы выполнили задачу по созданию кадрового резерва. Нельзя сказать, что мы ограничились только одним лучшим студентом. Мы готовы общаться и взаимодействовать со всеми. Будем привлекать к задачам тех, кто готов на это. К тому же, все наши студенты уже выразили готовность рекомендовать работу в ПСМ своим друзьям.


В-третьих, я вижу, что кроме опыта и новых знаний стажировка в ПСМ дала ребятам мощный эмоциональный заряд. Им понравилось. Понравилось и нам. Мы поняли, что можем и готовы растить для себя кадры. Практика дала нам четкое понимание того, что проект нужен и студентам, и нам самим, и мы можем его развивать.


Во второй и третий поток стажировки включились другие подразделения компании: отдел закупок, отдел рекламы, отдел кадров. В будущем хочется привлечь к работе со студентами конструкторский отдел. Тем более что ребята из технических ВУЗов после обучения сами стремятся пройти специализированную практику, попробовать себя в живой работе.


Я на 100% уверен, что нынешние студенты заинтересованы в таких проектах. Приведу цитаты из отзывов наших практикантов.


Анастасия Горская, стажер ПСМ:


«Настоящая практика, без поблажек и не для галочки – это большая редкость сейчас. Мне хотелось попробовать свои силы в серьезных заданиях, оценить способности, понять, что я могу. В ПСМ все это получилось. Все детали и события нашей практики вспоминаю с улыбкой. С каждым днем я все глубже вникала в бизнес-процессы компании. Узнала на деле, как работает отдел продаж, какие программы и инструменты использует. В университете такому не научат».


Сергей Зинченко, стажер ПСМ


«Меня поразило, что в коллективе много очень молодых специалистов, с которыми легко найти общий язык и комфортно общаться. Никаких проблем – все заинтересованы в студентах, объясняют, подбадривают. Поэтому зачастую хотелось остаться уже после окончания смены и поработать ещё».


Федор Киреев, лучший стажер ПСМ, зачисленный в кадровый резерв:


«Я получил очень ценный опыт общения, развил коммуникативные навыки, преодолел волнение, которое было изначально. В итоге меня засосало – я работал не по времени, а до выполнения задачи. До практики я ничего не знал про компанию. Не знал, что у нас в области есть такое производство. И очень удивился, увидев на сайте цифры оборота, количество клиентов, масштабы задач. Это очень впечатляет.»


Высказывания участников стажировки вполне красноречиво показывают, насколько стажировка – нужная вещь. Она позволяет ребятам почувствовать себя внутри большой кампании, примерить на себя ее корпоративную культуру, а нам самим позволяет готовить первоклассных коллег.


comments powered by HyperComments
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? , мы поможем!
Заявка на бесплатную консультацию