Цель управленца — добиться от исполнителей выполнения задач. Но если просто сказать «сделай то-то», результат может оказаться не таким, как мы ожидаем: сотрудник интерпретирует слова иначе, а недостающую информацию додумает. Конечно, в идеальном мире исполнитель сам все уточнит у менеджера, и проблема решится. Но, как правило, не все сотрудники такие. Поэтому лучше использовать специальные методологии постановки задач. Например, SMART.
Содержание:
— Что не так с обычной постановкой задач
— Постановка задач с помощью SMART
— SMART как часть системы постановки задач
Нет времени на чтение — слушайте аудиоверсию статьи в нашем подкасте:
Что не так с обычной постановкой задач
Представьте, что менеджер поручил сотруднику подготовиться к корпоративу. Задача звучала так: «Купи торт для нашего тимбилдинга». Вот что управленец ожидал получить в итоге:
Сотрудник знает, что в тимбилдинге будут участвовать три отдела, значит, нужен торт на 15 человек. Следовательно, вес торта — минимум 3 кг. Сотрудник возьмет деньги из копилки, которую мы собираем всем отделом, так принято. Торты мы обычно покупаем в проверенной кондитерской через дорогу, сотрудник купит там же. Сделает это во время обеда, потому что тимбилдинг вечером.
Проблема в том, что подобный порядок действий есть только в голове менеджера. Сотрудник все интерпретировал по-своему и сделал немного иначе:
-
Про участие других отделов он не знал, рассчитал, что торт нужен на четверых плюс руководитель.
-
Поэтому он решил, что килограммового торта будет достаточно.
-
В копилке деньги закончились. Сотрудник расстроился, ведь придется брать из своих. Просить руководителя компенсировать траты как-то неловко, а у работника как раз финансовые проблемы. В итоге лояльность к менеджеру упала.
-
Сотрудник понятия не имел, где все берут торты, да и сладкое он не ест. Поэтому сходил в обычный сетевой магазин и купил невкусный торт.
-
Сделал это после работы, заставив менеджера нервничать.
-
Из-за этого тимбилдинг закончился плохо — все ожидали вкусного десерта, а получили злого менеджера и невкусный торт.
Подобные ситуации часто возникают и в обычной работе — менеджер поставил задачу, сотрудник выполнил ее, но результат получился не тот. Решить эту проблему можно, применяя шаблоны для постановки задач.
Постановка задач с помощью SMART
SMART — это метод постановки задач, который используют в управлении проектами и менеджменте. Есть несколько мнений о появлении метода, упоминания о нем появлялись в научных журналах еще в 1981 году.Смотрите также: Постановка целей по SMART и GROWАббревиатура SMART мнемоническая, ее расшифровка описывает суть метода — любая задача, которая исходит от менеджера, должна соответствовать пяти критериям:
-
Specific (Конкретность) — исполнитель должен понимать, чего нужно достичь. «Повысить продажи товара» — неконкретная задача. «Провести рекламную кампанию в соцсетях» — уже лучше.
-
Measurable (Измеримость) — как будет оцениваться результат в измеримых показателях. «Улучшилось настроение руководителя» — плохо. «Охватили рекламной кампанией 10 000 жителей нашего города» — лучше.
-
Attainable (Достижимость) — менеджер должен убедиться, что исполнитель обладает ресурсами для выполнения задачи. «Сделай рекламную кампанию» — непонятно где брать ресурсы. «Бюджет для рекламной кампании бухгалтерия выделит, за картинками можешь обратиться к фотографу Пете» — понятно, где брать ресурсы.
-
Relevant (Уместность) — поставленная задача действительно выполняет нужную цель. Например, проводить активные рекламные кампании бесполезно, если отдел продаж плохо обрабатывает запросы покупателей.
-
Time related (Ограниченность во времени) — у задачи есть конкретный срок, она реально может быть выполнена к этому времени.
Иногда аббревиатуру дополняют. Например, к методу можно добавить параметр вдохновения, то есть убедиться, что задача исполнителю интересна и он хочет ее выполнить. Или уточняют, является ли задача этичной, не противоречит ли моральным принципам исполнителя.
SMART как часть системы постановки задач
Метод SMART можно использовать в качестве самостоятельного инструмента. Но в управлении проектами и консалтинге это еще и первый этап заполнения шаблона для описания задачи под названием Problem Statement Worksheet. Например, в McKinsey после SMART задачу нужно формулировать так:
-
Уточнить контекст, который полезен участникам проекта. Например, рассказать, почему возникла проблема, которую нужно решить.
-
Определить критерии успеха. Как ключевые заказчики задачи будут оценивать успешность работы? Какой результат нужно получить в итоге? Какие неизмеримые пожелания есть у заказчика, как мы будем их оценивать?
-
Договориться о пространстве решений. Какие есть границы для решения? Например, мы должны работать только с конкретной целевой аудиторией, или определенным географическим регионом.
-
Установить ограничения. Например, у задачи может быть конкретный бюджет, который нельзя превышать. Или исполнитель может использовать только определенные инструменты.
-
Рассказать о стейкхолдерах, то есть о тех, кто заинтересован в выполнении проекта, и кто будет оценивать результат. Как результат задачи, так и эффективность решения.
-
Прописать источники информации — откуда нужно брать данные для решения задачи.
Разумеется, подход к постановке задач будет зависеть от специфики проекта. Чаще всего достаточно просто указать срок и конкретное поручение, и сотрудник все сделает. С другой стороны, если задача требует вовлечения многих людей и у нее много неопределенности, то лучше подробно прописать Problem Statement Worksheet. Тогда все участники проекта будут понимать, что и зачем они делают.