Руководитель — это прежде всего профессия, которая требует не только определенных знаний, но и хорошо сформированных навыков и личностных качеств. Для достижения бизнес-целей менеджер должен организовать сотрудников таким образом, чтобы каждый из них был эффективен, успешен и выдавал лучшие результаты.
Сложность заключается в том, что сотрудники — это обычные люди со своими эмоциями, чувствами и мыслями. Каждый руководитель может столкнуться с неприятной ситуацией, когда подчиненный нарушает установленные в компании правила или, что еще хуже, грубит и подрывает авторитет лидера. Какие действия обязательно должен предпринять руководитель в такой ситуации? Что делать точно не стоит? Разбираемся в этой статье.
Содержание:
— Способ №1: взгляд с укором и коррекционная беседа
— Способ №4: отстранение от работы
Тот, кто руководит людьми, должен знать два важных принципа. Это поможет избежать многочисленных ошибок и многих часов бессмысленного волнения.
Первый принцип. Правила в компании нужно вводить разумно: они должны соответствовать реальным ситуациям, с которыми пришлось справляться.
Второй принцип. Существует много способов стать счастливым, но чтобы быть несчастным, нужно делать только одно: стараться понравиться каждому человеку. Успешный руководитель не должен к этому стремиться.
Если сотрудник систематически нарушает установленные правила, опаздывает, курит там, где этого делать нельзя, грубит, нужно сразу однозначно показать ему, что так поступать не следует. Давайте рассмотрим четыре простых способа, которые помогут руководителю справиться с нарушителями и сохранить высокий боевой дух в команде без штрафов и «разборок».
Способ №1: взгляд с укором и коррекционная беседа
На первое нарушение установленных правил руководитель может отреагировать одним взглядом и просто пройти мимо. Ребенок, когда мама с ним не разговаривает в наказание, четко понимает, почему это происходит. Так же и сотрудник: если он что-то нарушил впервые, и руководитель не проигнорировал это, а показал взглядом свое отношение, больше не повторит своей ошибки. Если менеджер не заметит нарушения или, что еще хуже, сделает вид, что не заметил, то сотрудник тут же придет к выводу, что так поступать можно. Когда нарушение происходит во второй раз, одним взглядом ограничиться уже не получится. Многие руководители на этом этапе часто начинают злиться, повышать голос, штрафовать. Однако этого делать точно не стоит. Штрафы не работают, наоборот, сотрудник станет вашим врагом навсегда и постоянно будет доказывать свою правоту.
«От эксперта к руководителю» в удобном формате EPUB.
Автор — Елизавета Ефремова, организационный психолог, преподаватель программы MBA. Данная книга призвана помочь вам развить личную эффективность новобранца-руководителя. Она написана специально для тех, кто осознанно выбирает движение вверх по карьерной лестнице.
Одним из эффективных способов изменить отношение сотрудника, например, к опозданиям является коррекционная беседа (и это не нудные нотации). Руководителю (менеджеру по персоналу) следует выяснить, что происходит с подчиненным: возможно, за его опозданием/ курением в неположенном месте/ грубостью стоят накопившиеся невысказанные несогласие и недовольство. Необходимо, отметив прошлые достижения, спросить, что с ним происходит, почему он это делает.
Чаще всего в такой открытой, спокойно беседе сотрудник высказывает несогласие с чем-то (например, не продуманной системой мотивации или двойными стандартами в компании, или невыполненными обещаниями). Руководитель должен это несогласие зафиксировать и перевести внимание на самого работника: спросить о его должности, системе мотивации. Менеджеру следует пояснить, какого результата ждут от сотрудника, спросить, что ему нужно для достижения этого результата. Таким образом, руководитель инвестирует в подчиненного время и внимание, а не наказывает его.
Коррекционная беседа поможет лидеру поднять свой авторитет, добиться расположения сотрудника. После вышеперечисленных вопросов можно попросить сотрудника объяснить правило компании, которое тот нарушил, спросить, зачем оно нужно, и готов ли подчиненный с этого момента начать его выполнять. Большинство сотрудников испытывают колоссальное облегчение после такой беседы, и мелкие нарушения прекращаются сами собой.
Способ №2: прямой вопрос
Иногда подчиненные пытаются подорвать авторитет руководителя при других сотрудниках. Например, открыто заявляют при всех, что не будут выполнять его поручения. Такая ситуация сильно «бьет по нервам», и ее необходимо мгновенно уладить, иначе конфликт может перерасти во что-то иное. Не стоит возмущаться, критиковать, ругаться или настаивать на своем. Руководитель должен сохранять спокойствие, ровным голосом уточнить у сотрудника, какое поручение он считает неправильным и почему. Такой спокойный диалог смутит подчиненного и повысит авторитет руководителя.
Этот способ хорошо работает и тогда, когда подчиненный или подчиненная начинают проявлять нежелательные знаки внимания к руководителю как к противоположному полу. Следует также открыто и прямо, глядя в глаза, при очередной неоднозначной фразе задать вопрос: «Скажите, пожалуйста, вы со мной кокетничаете и хотите выстроить отношения, отличающиеся от отношений подчиненный-руководитель?». Произнесите это спокойным голосом.
Способ №3: личный пример
Неприятно, когда сотрудник не принимает решения и не совершает действия в интересах компании, ссылаясь на невозможность или высокую сложность вопроса. Усиливает негативный эффект то, что обычно такой сотрудник активно продвигает свою позицию в коллективе: «товар у нас не очень, цена слишком высокая, у конкурентов товар лучше и цены ниже…».
В этом случае поставить работника на место помогает личный пример руководителя. Спокойно без каких-либо комментариев и лишних слов нужно самому сделать то, что вы ждете от подчиненного. Это сразу же закроет любые возражения сотрудника и поднимет ваш авторитет.
Способ №4: отстранение от работы
Если сотрудник появился на рабочем месте в нетрезвом виде, действует лишь одно твердое правило: с работником в состоянии алкогольного или иного опьянения никаких разговоров не ведут. Нужно сразу же освободить его от рабочих обязанностей без дневного содержания и отправить домой. Разбираться в этой ситуации можно только после того, как подчиненный вернется в адекватное состояние.
Все эти способы многократно проработаны во многих бизнесах, они помогают разрешить сложности в отношениях руководителя и подчиненных. Выбирайте инструмент, который будет наиболее эффективен в вашей ситуации, и помните о третьем важном принципе руководителя: если у кого-то хватило наглости нарушить правила, то у вас должно хватить мужества, чтобы поставить нарушителя на место.