Аналитик маркетплейсов: кто это и как им стать

Аналитик маркетплейсов: кто это и как им стать

Новая профессия и востребованный фриланс
1118

Если поискать вакансии аналитика маркетплейсов на HeadHunter, то на момент написания статьи там размещено более 2,5 тысяч предложений, причем треть — с зарплатой больше 120 000 рублей. Есть варианты для подработки, но в основном это предложения на полный рабочий день. Рассказываем, что это за профессия, где и как ей научиться, что нужно знать.

Чем занимается аналитик маркетплейсов

Требования к аналитику маркетплейсов

Что нужно знать для старта

Где учиться на аналитика

Чем занимается аналитик маркетплейсов

Аналитик маркетплейсов — это профессия на грани маркетинга и анализа. Такие специалисты, судя по вакансиям, занимаются не только сбором и переработкой данных, но и решают множество задач, связанных с продвижением товаров или генераций идей для увеличения дохода магазина на маркетплейсе. Вот часто встречающиеся задачи:

  • Считать unit-экономику проектов.

  • Управлять ценообразованием.

  • Контролировать показатели ДРР, ДДС, PL&CF, GMV, ROMI.

  • Регулярно собирать и анализировать данные о продажах.

  • Генерировать идеи по продвижению и росту продаж.

  • Анализировать ассортиментную матрицу, рассчитывать стабильность спроса, выявлять востребованные товары.

  • Формулировать рекомендации для смежных отделов — закупок, маркетинга, продаж.

Упрощенно, аналитика продаж на маркетплейсах заключается в поиске ответов на несколько вопросов: какие товары приносят больше всего прибыли и регулярно продаются, как конкурировать с другими продавцами и вкладывать в это меньше ресурсов.

Полезно, если аналитик может выяснить, по каким причинам растут или падают обороты у отдельных товаров и категорий, вовремя спрогнозировать спрос и помочь компании решить, для каких категорий товаров в магазине наращивать складской запас, а от каких отказываться.

Требования к аналитику маркетплейсов

Если говорить про вакансии начинающих специалистов, то нужно иметь хорошие аналитические способности, разбираться в основах Excel, понимать, как строятся воронки продаж, уметь работать с большим объемом информации. Пригодится инициативность и самостоятельность.

От опытных специалистов ждут умения работать с внутренней отчетностью на маркетплейсах, сторонними сервисами аналитики, например, Mpstat или аналогами. Хорошо, если аналитик умеет пользоваться 1С для выгрузки нужной информации и знаком со складскими программами учета — пригодится, чтобы анализировать имеющиеся товары с будущим спросом.

В должностной инструкции аналитика обычно много задач, их масштаб отличается в зависимости от оборотов компании:

  • Нужно уметь рассчитывать план и формировать заявки для отгрузки на склады маркетплейса.

  • Проверять данные о продажах и остатках на складах, следить за корректировкой цен.

  • Прогнозировать спрос и ценовые колебания.

  • Составлять рекомендации для отдела закупок.

  • Планировать поставки, создавать расписание с учетом колебаний продаж.

  • Собирать аналитику по конкурентам, формулировать гипотезы по продвижению вместе с маркетинговым отделом.

  • Отслеживать изменения в правилах маркетплейсах, чтобы учитывать их в прогнозах.

В отдельных случаях от аналитика могут требовать выводы по уровню спроса и предложения на новых рынках, расчета себестоимости для товаров, разработки плана продвижения, общения с поставщиками и анализ их предложений.

Что нужно знать для старта

От начинающих специалистов обычно не требуют углубленных знаний и навыков, но важно, чтобы они понимали основы работы с любыми маркетплейсами, знали нюансы продвижения, разбирались, где взять нужную для анализа информацию. В перечень вопросов на собеседовании обычно входит:

  • Бизнес-модели маркетплейсов: FBO, FBS, дропшиппинг.

  • Различия между основными маркетплейсами России: Ozon, Wildberries, Aliexpress, Яндекс Маркет, Lamoda.

  • Общие принципы работы в электронной торговле — торговые модели, тренды, выбор площадки для конкретных товаров.

  • Особенности бесплатных программ для аналитики продаж — например, Shopstat и «Маяк».

  • Особенности анализа ниш на маркетплейсах — как выяснить конкуренцию в продуктовой нише, как построить стратегию конкурентной борьбы.

  • Особенности ценообразования на маркетплейсах — как формулируются цены в зависимости от позиционирования магазина на других площадках и от стратегии конкурентов.

  • Как строить гипотезы по ассортименту, быстро их тестировать.

  • Особенности составления ассортиментной матрицы.

  • Как определить целевую аудиторию.

  • Расчет юнит-экономики.

Начинающий аналитик маркетплейсов должен уметь собирать данные, находить в них закономерности, строить гипотезы по улучшению продаж.

Где учиться на аналитика

Высшего образования по профилю аналитики маркетплейсов в современных учебных заведениях России найти не удалось — профессия еще не попала в государственный реестр. В вакансиях от соискателей требуют в основном опыта работы в коммерции — например, подойдет маркетинг, продажи, аналитика. Хорошо, если есть высшее образование с математическим уклоном или умение программировать — но это необязательное требование.

Получите бесплатно книгу издательства Русской Школы Управления «Как не сгореть на работе. Управление стрессом в условиях многозадачности» в удобном формате EPUB
Автор — бизнес-консультант, психолог Елена Игнатьева. Эта книга поможет вам больше узнать о стрессе многозадачной работы, понять его механизмы, освоить приемы и техники профилактики стресса, научиться управлять стрессовыми состояниями и минимизировать их негативные последствия.
Важно, чтобы соискатель разбирался в нюансах работы на маркетплейсах. Для этого стоит закончить курс по выходу на разные площадки. Полезно, если на курсе будет большой блок, связанный с аналитикой и продвижением — именно такие навыки работодатели хотят видеть в начинающих и продвинутых специалистах. Например, можно пройти курс «Основы работы с маркетплейсами» от Русской Школы Управления — в нем эксперты-практики расскажут об особенностях выхода на площадки, эффективных приемах продвижения и  аналитике, которая поможет оптимизировать воронку продаж и выстроить ассортиментную матрицу, выгодную для магазина на маркетплейсах.

 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!