Если поискать вакансии аналитика маркетплейсов на HeadHunter, то на момент написания статьи там размещено более 2,5 тысяч предложений, причем треть — с зарплатой больше 120 000 рублей. Есть варианты для подработки, но в основном это предложения на полный рабочий день. Рассказываем, что это за профессия, где и как ей научиться, что нужно знать.
— Чем занимается аналитик маркетплейсов
— Требования к аналитику маркетплейсов
Чем занимается аналитик маркетплейсов
Аналитик маркетплейсов — это профессия на грани маркетинга и анализа. Такие специалисты, судя по вакансиям, занимаются не только сбором и переработкой данных, но и решают множество задач, связанных с продвижением товаров или генераций идей для увеличения дохода магазина на маркетплейсе. Вот часто встречающиеся задачи:
-
Считать unit-экономику проектов.
-
Управлять ценообразованием.
-
Контролировать показатели ДРР, ДДС, PL&CF, GMV, ROMI.
-
Регулярно собирать и анализировать данные о продажах.
-
Генерировать идеи по продвижению и росту продаж.
-
Анализировать ассортиментную матрицу, рассчитывать стабильность спроса, выявлять востребованные товары.
-
Формулировать рекомендации для смежных отделов — закупок, маркетинга, продаж.
Упрощенно, аналитика продаж на маркетплейсах заключается в поиске ответов на несколько вопросов: какие товары приносят больше всего прибыли и регулярно продаются, как конкурировать с другими продавцами и вкладывать в это меньше ресурсов.
Полезно, если аналитик может выяснить, по каким причинам растут или падают обороты у отдельных товаров и категорий, вовремя спрогнозировать спрос и помочь компании решить, для каких категорий товаров в магазине наращивать складской запас, а от каких отказываться.
Требования к аналитику маркетплейсов
Если говорить про вакансии начинающих специалистов, то нужно иметь хорошие аналитические способности, разбираться в основах Excel, понимать, как строятся воронки продаж, уметь работать с большим объемом информации. Пригодится инициативность и самостоятельность.
От опытных специалистов ждут умения работать с внутренней отчетностью на маркетплейсах, сторонними сервисами аналитики, например, Mpstat или аналогами. Хорошо, если аналитик умеет пользоваться 1С для выгрузки нужной информации и знаком со складскими программами учета — пригодится, чтобы анализировать имеющиеся товары с будущим спросом.
В должностной инструкции аналитика обычно много задач, их масштаб отличается в зависимости от оборотов компании:
-
Нужно уметь рассчитывать план и формировать заявки для отгрузки на склады маркетплейса.
-
Проверять данные о продажах и остатках на складах, следить за корректировкой цен.
-
Прогнозировать спрос и ценовые колебания.
-
Составлять рекомендации для отдела закупок.
-
Планировать поставки, создавать расписание с учетом колебаний продаж.
-
Собирать аналитику по конкурентам, формулировать гипотезы по продвижению вместе с маркетинговым отделом.
-
Отслеживать изменения в правилах маркетплейсах, чтобы учитывать их в прогнозах.
В отдельных случаях от аналитика могут требовать выводы по уровню спроса и предложения на новых рынках, расчета себестоимости для товаров, разработки плана продвижения, общения с поставщиками и анализ их предложений.
Что нужно знать для старта
От начинающих специалистов обычно не требуют углубленных знаний и навыков, но важно, чтобы они понимали основы работы с любыми маркетплейсами, знали нюансы продвижения, разбирались, где взять нужную для анализа информацию. В перечень вопросов на собеседовании обычно входит:
-
Бизнес-модели маркетплейсов: FBO, FBS, дропшиппинг.
-
Различия между основными маркетплейсами России: Ozon, Wildberries, Aliexpress, Яндекс Маркет, Lamoda.
-
Общие принципы работы в электронной торговле — торговые модели, тренды, выбор площадки для конкретных товаров.
-
Особенности бесплатных программ для аналитики продаж — например, Shopstat и «Маяк».
-
Особенности анализа ниш на маркетплейсах — как выяснить конкуренцию в продуктовой нише, как построить стратегию конкурентной борьбы.
-
Особенности ценообразования на маркетплейсах — как формулируются цены в зависимости от позиционирования магазина на других площадках и от стратегии конкурентов.
-
Как строить гипотезы по ассортименту, быстро их тестировать.
-
Особенности составления ассортиментной матрицы.
-
Как определить целевую аудиторию.
-
Расчет юнит-экономики.
Начинающий аналитик маркетплейсов должен уметь собирать данные, находить в них закономерности, строить гипотезы по улучшению продаж.
Где учиться на аналитика
Высшего образования по профилю аналитики маркетплейсов в современных учебных заведениях России найти не удалось — профессия еще не попала в государственный реестр. В вакансиях от соискателей требуют в основном опыта работы в коммерции — например, подойдет маркетинг, продажи, аналитика. Хорошо, если есть высшее образование с математическим уклоном или умение программировать — но это необязательное требование.
Автор — бизнес-консультант, психолог Елена Игнатьева. Эта книга поможет вам больше узнать о стрессе многозадачной работы, понять его механизмы, освоить приемы и техники профилактики стресса, научиться управлять стрессовыми состояниями и минимизировать их негативные последствия.