В современной системе управления американский менеджмент применяется во многих странах. Модель базируется на индивидуализме менеджеров и их умении принимать самостоятельные решения. Главный мотивирующий фактор здесь — финансы.
— Характеристики американского менеджмента
— Рождение американской модели менеджмента или научная школа
— Составляющие системы Фредерика Тейлора — основателя американского управления
— Влияние классической школы управления
— Школа человеческих отношений в американском менеджменте
— Американский менеджмент сегодня
Характеристики американского менеджмента
Сегодня всемирная система управления включает три основные национальные школы: японскую, европейскую и американскую. Американская модель менеджмента вывела Соединенные Штаты в лидеры, позволив им опередить страны Европы и Японии: в мировом рейтинге США занимает первое место по номинальному ВВП. Именно в Америке впервые сформировалась наука управления.
В основе американского менеджмента лежит идея стратегического планирования в организации, разделении труда, привлечении работников к управлению. Чтобы вести успешный бизнес, важно изучать опыт и идеи разных моделей менеджмента. Вот основные особенности американского менеджмента:
-
Четкая иерархия: работник имеет только одного начальника.
-
Контроль качества выполняемых операций на месте.
-
Детально прописанные должностные инструкции.
-
Теоретическое обоснование процессов управления.
-
Перспектива карьерного роста в компании.
-
Создание равных условий для работников.
-
Почасовая выплата зарплаты, штрафы за опоздание и приход на работу раньше положенного времени.
-
Поощрение конкуренции и доносов внутри одной группы.
Рождение американской модели менеджмента или научная школа
Американская модель менеджмента появилась в конце XIX века, когда в Америку устремился поток иммигрантов, формируя огромный рынок рабочей силы. В это время возникали новые отрасли производства. Уровень развития технологий и техники значительно опережал развитие производственных отношений. Именно этот период был оптимальным для зарождения «научного менеджмента» в США и деятельности его лидера — Фредерика Уинслоу Тейлора.
В 80-е годы XIX в. промышленная революция охватила всю Северную Америку. Один из первых, кто начал внедрять в работу предприятий методы управления, был Генри Таун. Он, будучи владельцем нескольких крупных компаний, считал, что у менеджеров нет специальной научной дисциплины, которая бы систематизировала накопленный опыт управления. С целью развития науки и машиностроения было создано Американское общество инженеров, где Таун был президентом.
На одном из заседаний в 1895 году член общества Фредерик Тейлор выступил с докладом «Система сдельной оплаты труда». Его идеи по эффективной оплате привлекли всеобщее внимание, но широкого одобрения не получили. Тогда Тейлор и его единомышленники приступили к практической разработке новых методов управления на базе американских заводов и фабрик. В процессе исследований только на одном из объектов за полгода при сокращении числа рабочих и увеличении количества служащих в три раза увеличился объем выпускаемой продукции. В результате на завод с новыми методами управления начали приезжать многие руководители промышленных предприятий страны — для консультаций. Они убеждались в реальности существенных результатов и в том, что получены они были во многом благодаря научному управлению предприятием. Методы Тейлора в менеджменте были признаны революционными для того времени, а сам он вошел в историю как основоположник научной организации труда и менеджмента.
Составляющие системы Фредерика Тейлора — основателя американского управления
В основе его идеи лежит система, которая базируется на определенных научных принципах. В нее входит: внедрение проектирования, нормирования и стандартизации не только технической части производства, но также труда и управления. Практическая реализация системы Тейлора включает:
-
Разделение труда на всех этапах производства, в том числе в управлении.
-
Точный учет рабочего времени.
-
Функциональное руководство на каждой стадии производства с целью выполнения рабочими своих задач.
-
Введение инструкций: детальное описание производственных задач и практических рекомендаций по их выполнению.
-
Прогрессивная оплата труда для мотивации рабочего.
-
Калькуляция производственных затрат.
Влияние классической школы управления
На становление Американской модели менеджмента оказала влияние и классическая или административная школа управления (1920—1950 гг.). Ее родоначальником был Анри Файоль (1841—1925 гг.), которого называют «отцом менеджмента». Административная школа занималась вопросами построения структуры, организации работы топ-менеджеров, созданием принципов управления. Известными американскими последователями школы Файоля были Гаррингтон Эмерсон и Генри Форд.
Гаррингтон Эмерсон — его принципами управления были:
-
Создание компетентных советов по всем вопросам, связанным с производством и управлением.
-
Применение диспетчеризации для оперативного управления.
-
Написание стандартных инструкций и правил выполнения работ.
Генри Форд — сконцентрировал внимание на производственном процессе, а его система основывалась на жесткой регламентации труда рабочих, конвейерном устройстве и стандартизации технологий.
Школа человеческих отношений в американском менеджменте
Прорывом в области управления стало появление школы человеческих отношений в 1920—1930 годы. Она возникла, когда пришло понимание, что высокая заработная плата и регламентация труда не всегда приводят к росту его производительности (как предполагали представители школы научного управления). Данная школа обратила внимание на развитие идей о «человеке в организации».
«Метод СУМО. Диагностика компаний на способность работать в конкурентной среде» в удобном формате EPUB.
Автор — Михаил Колонтай, научный руководитель программы MBA Русской Школы Управления. Кандидат экономических наук, профессор Высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС при Президенте РФ.
Основатель школы, американский ученый Элтон Мэйо, считал, что в управлении необходимо применять достижения психологии. То есть направить свое внимание на человека, на то, как он реагирует на ситуации, как взаимодействует с другими. Можно сказать, что это первые признаки проявления эмоционального интеллекта в работе. Представителями школы были разработаны инструменты управления, которые и сейчас используются на практике: условия работы, человеческие отношения, мотивация труда, психологический климат в коллективе, стиль руководства, гармоничные отношения «руководитель — подчиненный».
Американский менеджмент сегодня
Современная американская модель продолжает жить и совершенствоваться до сих пор. Она стала источником новых идей:
-
Стратегическое управление и планирование в организации. Современная американская модель менеджмента направлена на корпорации (аналог акционерных обществ), которые широко применяют стратегическое планирование. Оно стимулирует руководителей к решению долгосрочных задач и сдерживает их стремление получить максимальную текущую прибыль.
-
Партисипативный (основанный на участии) менеджмент. К разработке стратегических планов, решению различных проблем привлекаются работники корпораций. Также им предоставляются права контроля за объемом и качеством выполненной работы. Делается это с целью снижения сопротивления сотрудников организационным изменениям.
Эти концепции уже получили признание в Японии и европейских странах. Американская модель менеджмента продолжает оставаться неиссякаемым источником новых идей, инноваций, технологий. Чтобы начать собственный бизнес или усовершенствовать существующий, крайне важно изучить все ценное, что содержится в теории и практике. Ведь остаются только самые жизнеспособные, проверенные временем концепции. Конечно, необходимо учитывать особенности отечественного рынка, чтобы интегрировать в свой бизнес лучшие достижения различных школ. Такие знания способствуют пониманию текущего положения дел и появлению инновационных идей.