8 (800) 100-02-03
8 (800) 100-02-03
Американская модель менеджмента: главные фигуры, становление и влияние

Американская модель менеджмента: главные фигуры, становление и влияние

Генри Форд как-то заметил: «Только два стимула заставляют людей работать: жажда заработной платы и боязнь ее потерять». Он построил самую большую автомобильную империю начала XX века и заработал на этом миллиард долларов. В основе успешного бизнеса Форда лежала американская модель менеджмента.
23699

В современной системе управления американский менеджмент применяется во многих странах. Модель базируется на индивидуализме менеджеров и их умении принимать самостоятельные решения. Главный мотивирующий фактор здесь — финансы.

Характеристики американского менеджмента

Рождение американской модели менеджмента или научная школа

Составляющие системы Фредерика Тейлора — основателя американского управления

Влияние классической школы управления

Школа человеческих отношений в американском менеджменте

Американский менеджмент сегодня

Характеристики американского менеджмента

Сегодня всемирная система управления включает три основные национальные школы: японскую, европейскую и американскую. Американская модель менеджмента вывела Соединенные Штаты в лидеры, позволив им опередить страны Европы и Японии: в мировом рейтинге США занимает первое место по номинальному ВВП. Именно в Америке впервые сформировалась наука управления. 

В основе американского менеджмента лежит идея стратегического планирования в организации, разделении труда, привлечении работников к управлению. Чтобы вести успешный бизнес, важно изучать опыт и идеи разных моделей менеджмента. Вот основные особенности американского менеджмента:

  • Четкая иерархия: работник имеет только одного начальника.

  • Контроль качества выполняемых операций на месте.

  • Детально прописанные должностные инструкции.

  • Теоретическое обоснование процессов управления.

  • Перспектива карьерного роста в компании.

  • Создание равных условий для работников.

  • Почасовая выплата зарплаты, штрафы за опоздание и приход на работу раньше положенного времени.

  • Поощрение конкуренции и доносов внутри одной группы.

Рождение американской модели менеджмента или научная школа

Американская модель менеджмента появилась в конце XIX века, когда в Америку устремился поток иммигрантов, формируя огромный рынок рабочей силы. В это время возникали новые отрасли производства. Уровень развития технологий и техники значительно опережал развитие производственных отношений. Именно этот период был оптимальным для зарождения «научного менеджмента» в США и деятельности его лидера — Фредерика Уинслоу Тейлора.

В 80-е годы XIX в. промышленная революция охватила всю Северную Америку. Один из первых, кто начал внедрять в работу предприятий методы управления, был Генри Таун. Он, будучи владельцем нескольких крупных компаний, считал, что у менеджеров нет специальной научной дисциплины, которая бы систематизировала накопленный опыт управления. С целью развития науки и машиностроения было создано Американское общество инженеров, где Таун был президентом. 

На одном из заседаний в 1895 году член общества Фредерик Тейлор выступил с докладом «Система сдельной оплаты труда». Его идеи по эффективной оплате привлекли всеобщее внимание, но широкого одобрения не получили. Тогда Тейлор и его единомышленники приступили к практической разработке новых методов управления на базе американских заводов и фабрик. В процессе исследований только на одном из объектов за полгода при сокращении числа рабочих и увеличении количества служащих в три раза увеличился объем выпускаемой продукции. В результате на завод с новыми методами управления начали приезжать многие руководители промышленных предприятий страны — для консультаций. Они убеждались в реальности существенных результатов и в том, что получены они были во многом благодаря научному управлению предприятием. Методы Тейлора в менеджменте были признаны революционными для того времени, а сам он вошел в историю как основоположник научной организации труда и менеджмента.

Составляющие системы Фредерика Тейлора — основателя американского управления

В основе его идеи лежит система, которая базируется на определенных научных принципах. В нее входит: внедрение проектирования, нормирования и стандартизации не только технической части производства, но также труда и управления. Практическая реализация системы Тейлора включает:

  • Разделение труда на всех этапах производства, в том числе в управлении.

  • Точный учет рабочего времени.

  • Функциональное руководство на каждой стадии производства с целью выполнения рабочими своих задач.

  • Введение инструкций: детальное описание производственных задач и практических рекомендаций по их выполнению.

  • Прогрессивная оплата труда для мотивации рабочего.

  • Калькуляция производственных затрат.

Влияние классической школы управления

На становление Американской модели менеджмента оказала влияние и классическая или административная школа управления (1920—1950 гг.). Ее родоначальником был Анри Файоль (1841—1925 гг.), которого называют «отцом менеджмента». Административная школа занималась вопросами построения структуры, организации работы топ-менеджеров, созданием принципов управления. Известными американскими последователями школы Файоля были Гаррингтон Эмерсон и Генри Форд.

Гаррингтон Эмерсон — его принципами управления были:

  • Создание компетентных советов по всем вопросам, связанным с производством и управлением. 

  • Применение диспетчеризации для оперативного управления.

  • Написание стандартных инструкций и правил выполнения работ.

Генри Форд — сконцентрировал внимание на производственном процессе, а его система основывалась на жесткой регламентации труда рабочих, конвейерном устройстве и стандартизации технологий.

Школа человеческих отношений в американском менеджменте

Прорывом в области управления стало появление школы человеческих отношений в 1920—1930 годы. Она возникла, когда пришло понимание, что высокая заработная плата и регламентация труда не всегда приводят к росту его производительности (как предполагали представители школы научного управления). Данная школа обратила внимание на развитие идей о «человеке в организации».

Получите бесплатно книгу издательства Русской Школы Управления 
«Метод СУМО. Диагностика компаний на способность работать в конкурентной среде» в удобном формате EPUB.
Автор — Михаил Колонтай, научный руководитель программы MBA Русской Школы Управления. Кандидат экономических наук, профессор Высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС при Президенте РФ.

Основатель школы, американский ученый Элтон Мэйо, считал, что в управлении необходимо применять достижения психологии. То есть направить свое внимание на человека, на то, как он реагирует на ситуации, как взаимодействует с другими. Можно сказать, что это первые признаки проявления эмоционального интеллекта в работе. Представителями школы были разработаны инструменты управления, которые и сейчас используются на практике: условия работы, человеческие отношения, мотивация труда, психологический климат в коллективе, стиль руководства, гармоничные отношения «руководитель — подчиненный».

Американский менеджмент сегодня

Современная американская модель продолжает жить и совершенствоваться до сих пор. Она стала источником новых идей:

  1. Стратегическое управление и планирование в организации. Современная американская модель менеджмента направлена на корпорации (аналог акционерных обществ), которые широко применяют стратегическое планирование. Оно стимулирует руководителей к решению долгосрочных задач и сдерживает их стремление получить максимальную текущую прибыль.

  2. Партисипативный (основанный на участии) менеджмент. К разработке стратегических планов, решению различных проблем привлекаются работники корпораций. Также им предоставляются права контроля за объемом и качеством выполненной работы. Делается это с целью снижения сопротивления сотрудников организационным изменениям.

Эти концепции уже получили признание в Японии и европейских странах. Американская модель менеджмента продолжает оставаться неиссякаемым источником новых идей, инноваций, технологий. Чтобы начать собственный бизнес или усовершенствовать существующий, крайне важно изучить все ценное, что содержится в теории и практике. Ведь остаются только самые жизнеспособные, проверенные временем концепции. Конечно, необходимо учитывать особенности отечественного рынка, чтобы интегрировать в свой бизнес лучшие достижения различных школ. Такие знания способствуют пониманию текущего положения дел и появлению инновационных идей.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!