Фокус на новые идеи как особенность японского менеджмента

Фокус на новые идеи как особенность японского менеджмента

Рассматриваем принципы управления компанией на примере «кружков контроля качества»
660

Этот стиль менеджмента сформировался как ответ на последствия поражения Японии во Второй мировой войне: требовалось восстановить страну и побороть бедность. Отдельной целью стояло сохранение местных традиций и ценностей. Чтобы добиться успехов, нужно было ориентироваться на качественную работу каждого сотрудника стремиться при этом к минимизации производственных издержек.

Сегодня японская модель менеджмента включает ряд организационных и управленческих решений. В их числе система пожизненного найма, система продвижения и оплаты труда на основе стажа «НЭНКО» и наличие в каждой компании независимых профсоюзов. При этом в остальном мире считается, что в японской модели меньше внимания уделяется внутренним процессам, в которые вовлечены сотрудники. Однако при близком знакомстве становится понятно, как на самом деле работает команда. В качестве примера давайте рассмотрим один из японских подходов к генерации идей и внедрении их в бизнес-процессы компании.

«Кружок контроля качества» как особенность японского менеджмента

По мнению профессора Токийского университета, крупнейшего специалиста в области управления качеством Каору Исикавы, наделение подчиненных правами стимулирует всестороннее развитие их способностей и активизирует их творческие возможности. Эту мысль отражает метод, который мы рассмотрим далее.

Японский менеджмент понял, что низкое качество продукции или падающая производительность не всегда связаны с материалами или оборудованием. Иногда их причины скрыты даже от рабочих и мастеров. Но именно они могут выявить, с чем связан брак и снижение производительности, потому что находятся на месте.

Более того, японские специалисты уверены: не всегда вопросы можно решить с помощью усиления контроля. Качество растет, когда каждый сотрудник вносит свой вклад и с вдохновением прилагает физические и умственные усилия. Для этого важно услышать каждого, поэтому в японской модели менеджмента в том числе практикуют групповой подход, считая, что он принесет больше результатов.

Для реализации этой идеи в компании создаются группы добровольцев, в которые входят до 12 человек из цеха или производственного отдела, — так называемые кружки контроля качества. Руководителя они выбирают сами. Цель группы — найти и изучить возникающие проблемы, чтобы затем подобрать для них решение.

Каких результатов достигают «кружки контроля качества»

Главное отличие кружков от подобных групп в компаниях других стран — их целью становятся задачи оптимизации и повышения эффективности производства в компании в целом, а не у отдельных сотрудников или подразделений:

  1. Они находят причины появления брака и предлагают решения.

  2. Определяют способы усовершенствования технологических процессов.

  3. Решают, как можно модифицировать инструменты и доступное оборудование.

  4. Подбирают способы рационального производства.

  5. Отыскивают пути снижения издержек при создании и выпуске продукции.

  6. Предлагают варианты улучшения техники безопасности и организации труда рабочих, чтобы повысить их производительность.

Важные особенности, о которых нужно знать

Доверие к каждому участнику кружка связано с сочетанием высокого уровня образования, наличием практического опыта и участием в регулярном повышении квалификации. 

  • В рамках японской модели менеджмента предусмотрены разнообразные программы обучения. Во время производственной практики сотрудник участвует почти во всех видах работ, чтобы познакомиться с ними, поэтому построить карьеру он может в любом месте в своем цехе. При переводе в другой блок у него не возникает сложностей с адаптацией, особенно когда работа близка к его технологическому профилю. Отдельное внимание руководство уделяет выработке у каждого сотрудника навыка быстрой адаптации к постоянно меняющимся условиям производственной деятельности. Для повышения квалификации управляющих компания организует краткосрочные (на один-два месяца) стажировки и индивидуальные долгосрочные выезды за границу.

  • Если «кружок контроля качества» создан, он продолжает работать непрерывно. При определении проблемы и нахождении ее решения группа разрабатывает идеи для следующего рабочего вопроса.

  • Группы создаются в цехе, на производстве, то есть прямо на рабочих местах. Формирование группы обязательно включает приглашение и участие бригадиров и мастеров, как представителей управляющего звена. У каждой группы есть совместные, согласованные с администрацией, встречи, которые в большинстве случаев проходят в рабочее время.

  • Это еще одна особенность японского менеджмента: благодаря обмену опытом между руководством и рабочими, получается посмотреть на проблемы с разных сторон. Вместе они быстрее находят новые пути повышения уровня качества продукции и роста производительности.

  • При необходимости собрание могут провести в нерабочие часы или дни. В этом случае большинство компаний компенсируют это время дополнительными выплатами.

  • Собрания проходят два раза в месяц. Продолжительность каждой — до двух часов.

  • В среднем на каждого участника кружка приходится до 60 реализованных идей.

  • Обсуждается каждое предложение, даже если изначально оно кажется лишенным смысла. Не нужно подбирать аргументы — каждая идея будет обсуждаться коллективом кружка.

Эффективность подхода на примерах

В учебном пособии «Менеджмент» под редакцией профессора В. И. Подлесных приводятся такие данные:

  • После того как японская компания выкупила у «Моторолы» завод в Чикаго, удалось снизить уровень брака в 50 раз всего через четыре года.

  • В другом дочернем предприятии одной из японских компаний удалось снизить уровень дефектов в 10 раз за два года.

  • Также было выявлено: когда компания прислушивается к предложениям одного кружка контроля качества и внедряет их в бизнес-процессы, экономия может составить до 5 000 долл. в год.

Стоит отметить: участники кружков контроля качества не получают больших вознаграждений за свою деятельность. Поощрение выдающейся идеи, на которую подают патентную заявку, может составить максимум 600 долл. Сотрудники не стремятся к денежным вознаграждениям — для них это вопрос долга перед страной и честью компании.

Получите бесплатно книгу издательства Русской Школы Управления 
«Метод СУМО. Диагностика компаний на способность работать в конкурентной среде» в удобном формате EPUB.
Автор — Михаил Колонтай, научный руководитель программы MBA Русской Школы Управления. Кандидат экономических наук, профессор Высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС при Президенте РФ.
Как видно из особенностей метода, практика создания такого кружка для контроля качества, в отличие от ряда других особенностей японского менеджмента, может быть внедрена и адаптирована в российских компаниях, ведь она основана на возможности генерировать идеи квалифицированными специалистами. Таким образом уже доступный потенциал и ресурсы будут направлены на решение возникающих вопросов. Остается наладить контакт между руководством, управляющими и сотрудниками, и чтобы каждый был обучен передовым и эффективным методам работы с качеством.

 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!