Управление рисками в строительных проектах: идентификация, анализ и разработка мер по их минимизации

Управление рисками в строительных проектах: идентификация, анализ и разработка мер по их минимизации

Разбираемся, какие непредвиденные обстоятельства могут возникнуть и что можно предпринять, чтобы снизить их влияние на процессы в строительстве.
848

Для любого строительного проекта характерен высокий уровень рисков. Специалисты объясняют это невозможностью предусмотреть абсолютно все сценарии возникновения форс-мажорных обстоятельств для задачи, по которой пока нет подробных вводных данных. А на начальной стадии в силу человеческих, природных и экономических факторов возможны определенные сложности и отклонения от плана.

При этом эксперты курса «Управление проектами в строительстве» в РШУ рекомендуют заранее изучать принципы и методы управления рисками, чтобы своевременно их идентифицировать, тщательно анализировать, разрабатывать меры по их минимизации и снижению влияния на проект. В этой статье рассмотрим основные понятия и принципы такого подхода.

Содержание:

От нехватки персонала до землетрясения: варианты рисков

Основные этапы управления рисками

От нехватки персонала до землетрясения: варианты рисков

В ходе обучения управлению проектами в строительстве рассматриваются возможные риски, в числе которых:

  1. Недостаточно высокая квалификация работников, что может снизить качество работ.

  2. Спонтанное нарушение правил техники безопасности — так повышается риск возникновения несчастных случаев на объектах.

  3. Нарушение коммуникации между разными участниками — из-за этого возникает несогласованность действий, смещаются сроки, снижается качество работ, происходит отклонение от плана строительства.

  4. Ошибки в проектной и сметной документации, из-за чего возможна полная остановка проекта.

  5. Несвоевременная оплата выполненных работ со стороны подрядчика или заказчика.

  6. Отклонение в сроках окончания определенных строительных процессов — причины такого риска указаны выше, к ним можно добавить задержку в поставках оборудования и материалов, связанную, в том числе, с их недоступностью для приобретения.

  7. Выход из строя технологического оборудования, что может влиять как на качество, так и на сроки осуществляемых работ.

Как видно из основного перечня возможных рисков, они могут быть связаны с тремя типами факторов, которые стоит рассмотреть подробнее.

Получите бесплатно «Классификатор основных видов дефектов в строительстве и промышленности строительных материалов»

Внешние риски, которые важно учитывать

В этот список входят события и изменения, которые невозможно предотвратить. При этом на их последствия можно влиять, если заранее учесть вероятность их возникновения. В их числе такие события:

  • Внесены изменения в строительные нормативные акты.

  • Изменились принципы налоговой политики.

  • Возникли непредвиденные законодательные изменения муниципального, регионального или государственного уровня.

  • Изменились взаимоотношения с партнерами регионального или государственного уровня.

  • Изменился курс валют.

  • Повысились цены на сырьевые ресурсы.

  • Появились современные технологии, использование которых требует новых квалифицированных сотрудников.

  • Рост инфляции.

  • О банкротстве заявил банк, в котором хранились деньги одного из участников строительного проекта.

  • Подрядчик или непосредственный клиент объявил о своем банкротстве.

  • Произошли гражданские волнения или забастовки.

Руководитель, который внимательно следит за информационным полем, может отслеживать основные тенденции — этому посвящены отдельные блоки обучения управлению проектами в строительстве в РШУ.

Отдельно стоит учитывать влияние форс-мажорных явлений, в том числе природных катаклизмов (наводнения, бури, землетрясения, снегопады).

Внутренние риски, которые можно предотвратить

В основном они связаны с человеческим фактором, поэтому в большинстве случаев их влияние нивелируется грамотным планированием:

  • Недостаток необходимой рабочей силы.

  • Нехватка сырья и материалов.

  • Непродуманная организация труда.

  • Неорганизованность и отсутствие координации работ между участниками.

  • Износ строительной техники.

  • Аварии транспорта и оборудования.

Управление рисками в строительных проектах — это комплекс мероприятий, которые помогают предусмотреть появление рисков и обеспечивают оперативное предупреждение незапланированных расходов по устранению их последствий.

В список рекомендовано включать страхование строительных рисков, чтобы была законная возможность получить компенсацию в случае наступления форс-мажора или другого рискового события на строительной площадке.

Основные этапы управления рисками

Эксперты предлагают такой план действий:

  1. Определить и зафиксировать цели строительства. На этом этапе важно проанализировать проектную и сметную документацию, чтобы сразу предотвратить соответствующие риски, о которых было сказано выше.

  2. Выявить возможные внешние и внутренние риски, дополнив список потенциально возможными природными рисками. Для этого анализируется вероятность их появления и определяется предполагаемая тяжесть их последствий.

  3. Выбрать метод управления рисками. В ходе обучения управления проектами в строительстве в РШУ изучаются методы индивидуальной оценки, средних величин, специальных коэффициентов, статистический метод и экспертный метод. Каждый из них подходит для определенной ситуации и конкретных условий, поэтому преподаватели останавливаются подробно на каждом из них.

  4. Предвидеть и разработать план упреждения. Для этого разрабатываются организационные и технические мероприятия, благодаря которым минимизируются возможные потери.

  5. Установить бюджет на финансирование процесса управления рисками и рассмотреть возможность страхования, чтобы повысить вероятность получения соответствующей финансовой компенсации.

  6. Оценить результат разработанных мер и мероприятий. Для этого лучше привлечь специалистов, отвечающих за реализацию строительного проекта, и получить от них профессиональную обратную связь. Другой возможный вариант действий — привлечение риск-менеджера, который сможет своевременно обратить внимание на возможные проблемы и обучить сотрудников.

Внедрение такого плана действий поможет сократить незапланированные расходы на устранение последствий рисков и обеспечит дальнейшие устойчивое развитие строительной организации, отвечающей за реализацию проектов любого уровня и масштаба.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!