Несмотря на то что пик кризиса на российском рынке труда уже пройден, и сейчас рынок восстанавливается, приближаясь к докризисным показателям, многие его участники — как работодатели, так и сотрудники — отмечают, что пока сохраняется довольно высокий уровень тревожности. Выражается она по-разному, одно из наиболее частых ее проявлений — ожидание сокращений.
Аналитики рекрутинговой компании Getexperts и Русской Школы Управления узнали, как оценивают вероятность сокращений в 2023 году руководители компаний и профессионалы. Как выяснилось, их оценки заметно различаются. В исследовании приняли участие 1 009 респондентов: HR, нанимающих менеджеров и сотрудников из компаний самых разных отраслей.
Какие ожидания у сотрудников
Среди профессионалов тех, кто не ожидает сокращений и не ищет запасных вариантов трудоустройства, всего 17%. Остальные так или иначе ищут «запасные аэродромы»: 25% находятся в активном поиске работы на случай возможных сокращений и 58% говорят, что периодически просматривают сайты с вакансиями, опасаясь, что в компании все-таки могут начаться сокращения персонала.
Мнение работодателей
Работодатели настроены значительно более оптимистично:
-
25% опрошенных говорят, что, скорее всего, сокращений в их компаниях не будет.
-
12% — что их точно не будет.
-
27%, наоборот, рассказали о планах по расширению штата.
-
Негативные ожидания в отношении потенциальных сокращений у 28% («точно да» — 12%, «скорее да» — 16%).
-
Еще 12% не смогли определиться с ответом.
«Разница в оценке ситуации работодателями и профессионалами предсказуема и объяснима, — считает генеральный директор рекрутинговой компании Getexperts Ольга Шамбер. — На нее влияют два обстоятельства. С одной стороны, руководители обычно более осведомлены о состоянии дел внутри компании и ее перспективах. С другой — сотрудники в силу своей неполной осведомленности часто ориентируются на информацию о сокращениях в других компаниях, публикуемую в СМИ, соцсетях и других источниках, не учитывая, что эти компании представляют другие отрасли или еще чем-то отличаются от организаций, где они сами работают. В целом же ситуация, по моим наблюдениям, ближе к оценкам работодателей: массовые сокращения маловероятны, во многих отраслях есть явно выраженная тенденция к увеличению численности персонала».
- Специалист по компенсациям и льготам. Практический курс
- Директор по компенсациям и льготам. Интенсив
- Разработка и внедрение системы мотивации с нуля
- Нематериальная мотивация: как повысить вовлеченность сотрудников
- Руководитель отдела подбора и адаптации персонала
- Специалист по подбору и адаптации персонала
- Корпоративная культура в организации
«Мы видим, что работодатели сейчас заинтересованы в сохранении ключевых кадров. В первую очередь это проявляется в растущем спросе на обучение персонала. Компании стали чаще отправлять своих сотрудников на курсы повышения квалификации и готовы вкладываться в их развитие. Кроме того, из-за сложной ситуации с кадрами на рынке труда многие предпочитают «выращивать» собственных профессионалов внутри компании и не готовы расставаться с действительно талантливыми сотрудниками», — комментирует директор Русской Школы Управления Анастасия Боровская.
О Get experts
Команда Get experts работает на российском рынке с 2009 года. Сначала она входила в состав британской рекрутинговой компании как ее российское подразделение (ООО Хейз Спешиалист Рекрутмент), но в июле 2022 года вышла из международной сети и сейчас продолжает работу под брендом Get experts.
Сегодня Get experts — это 100 консультантов с узкой экспертизой в своем направлении и широким нетворкингом, актуальная база кандидатов из более чем 150 000 профессионалов и более 1000 клиентов, многие из которых работают с командой Get experts не первый год. В фокусе экспертизы компании — подбор менеджеров высшего и среднего звена, экспертов на постоянные и временные проекты, оценка рынка кандидатов для работодателей и карьерное консультирование. Сегодня компания ведет свою деятельность не только в России, но и Узбекистане.
О Русской Школе Управления
Русская Школа Управления (РШУ) – федеральная компания в сфере кратко- и среднесрочного бизнес-образования, основана в 2002 году. Входит в ТОП-5 лучших бизнес-школ России по версии РБК. С 2018 года входит в Международное содружество школ бизнеса АМВА (ADN – AMBA Development Network). Центральный офис расположен в Москве.
В каталоге бизнес-школы 1500 семинаров и тренингов по 20 направлениям. Обучение проходит в 3 форматах: очно, онлайн и по видеокурсам. Основной состав преподавателей – эксперты с большим практическим опытом, хорошо известные каждый в своей области.
В 2003 году Русская Школа Управления стала первым в России образовательным учреждением, предложившим на рынке бизнес-образования формат Mini MBA.
Автор — Наталья Самоукина, кандидат психологических наук, специалист в сфере управления персоналом, бизнес-тренер и консультант.