Онлайн-образование и до пандемии развивалось стремительно — в 2019 году аналитики ожидали роста отрасли в России до 40 млрд руб. Но самоизоляция и кризис подстегнули отрасль, и в уже в 2021 году инвестиции в российское онлайн-образование достигли отметки в 53,3 млрд руб. Рынок же в целом, без приставки «онлайн», оценивался в 2 трлн рублей.
Понимания, что ждет отрасль в ближайшее время, пока нет из-за возросшей неопределенности в экономике. Поэтому в этой статье мы рассказываем о западных проектах в сфере бизнес-образования, которые сейчас стремительно развиваются.
SuperHi
Платформа для онлайн-образования предлагает курсы, в основном направленные на начинающих разработчиков и дизайнеров. Также представлены несколько управленческих программ: курс по планированию веб-сайта и управлению цифровыми проектами. В 2021 году проект привлек 6,7 млн долл. инвестиций.
В SuperHi пользователи могут читать учебники и книги, купить полноценный курс и заниматься программированием во внутреннем онлайн-редакторе, который будет подсвечивать ошибки при выполнении заданий. Аналогичные редакторы в России работают на курсах по разработке в проектах HTML Academy и Яндекс.Практикум.
От других проектов платформа отличается не только продвинутой ИТ-составляющей, но и подходом к обучению: преподаватели стараются не рассказывать, а показывать. Кроме того, создатели сервиса ориентируются сразу на создание портфолио — студенты учатся не на абстрактных задачах, а сразу делают рабочие проекты, которые можно показывать как примеры при устройстве на работу. Есть особенности и у бизнес-модели: можно купить курс за фиксированную плату в 149—499 долл. или оплачивать подписку за 360 долл. в год, она дает доступ ко всем учебным материалам.
CoachHub
Сервис предлагает развивать сотрудников с помощью консультаций коучей и психологов. Он работает как агрегатор: бизнес регистрируется на платформе, указывает, какие навыки сотрудников нужно развить, а сервис подбирает из своей базы нужных специалистов. Общаться с коучем можно по видеосвязи и в чате приложения. Также у CoachHub есть дополнительные материалы для изучения между сессиями. Учиться можно где угодно, все работает в приложении на смартфоне.
Как выбрать бизнес-модель в сфере обучения? Какие методы оценки компетенций персонала взять на вооружение? В чем особенность электронного обучения? Как разработать инфраструктуру дистанционного обучения?
В программе «Создание бизнеса дистанционного и электронного обучения» вы найдете ответы на эти и другие вопросы. Эксперты расскажут о видах дистанционного обучения, объяснят принципы разработки технического задания к созданию СДО, особенности подготовки презентаций и раздаточного материала для тренинга.
В сервисе утверждают, что в базу коучей добавляют только сертифицированных тренеров, у которых не менее шести лет профессионального опыта. В базе проекта более 3000 сертифицированных бизнес-тренеров, которые говорят на 60 языках.
Опираясь на аналитику, приложение обещает повышение производительности сотрудников на 86%, повышение вовлеченности на 56% и удержания сотрудников на 32%.
Недавно компания привлекла 80 млн долл. инвестиций. Сейчас стартап обслуживает крупных клиентов, в том числе Fujitsu и Electrolux.
Retrain
Платформа помогает автоматизировать подбор и развитие сотрудников. При помощи искусственного интеллекта сервис анализирует требования вакансий работодателя, изучает карты навыков и профили соискателей или действующих сотрудников, включая данные об их производительности. А затем создает список наиболее подходящих кандидатов для бизнеса. Проще говоря, изучает навыки и качества, а затем предлагает подходящее место в компании. Создатели проекта утверждают, что таким образом компании могут сократить текучесть кадров и улучшить подбор.
Кроме сопоставления вакансий и данных кандидатов, проект помогает удерживать и развивать действующих сотрудников благодаря доступу к библиотеке корпоративных образовательных программ. Сервис составляет индивидуальную программу развития, ориентируясь на навыки человека и требования компании. Предполагается, что в дальнейшем Retrain сможет ликвидировать нехватку квалифицированных кадров — компания начнет нанимать подходящих сотрудников, а затем развивать их до нужных ролей.
Недавно проект привлек 7 млн долл. инвестиций, а сумма привлеченных средств составила 20 млн долл.
Learnerbly
Платформа соединяет более 200 крупных образовательных провайдеров — получается условный маркетплейс курсов от разных поставщиков. Клиент оплачивает аккаунт сотруднику (от 8,5 долл. в месяц), а тот уже сам выбирает, какие курсы проходить. Администратор обучения от компании увидит, какие курсы выбрал сотрудник, и либо одобрит этот запрос, либо отклонит.
Одно из преимуществ Learnerbly заключается в возможности сосредоточиться на стратегии обучения и избавиться от проблем управления этим процессом. Покупка курсов, оповещение сотрудников, оценка результатов обучения, управление бюджетом — все это берет на себя платформа.
InSpace
Суть проекта — первый шаг в виртуальную реальность, адаптированную под образовательные процессы. В InSpace студенты могут переходить из комнаты в комнату, посещать большие виртуальные лекционные залы и семинарские комнаты.
Организаторы платформы считают, что видео как формат недостаточно подходит для полноценного обучения, все-таки образование — это не только процесс потребления контента, но и общение с другими студентами и преподавателями. Все это можно сделать в виртуальном пространстве. Или просто использовать платформу в качестве сервиса для видеоконференций.
UBITS
Стартап из Латинской Америки, который предлагает студентам курсы по развитию навыков межличностного общения, развитию лидерства, адаптации к изменениям, общению. В списке программ есть и занятия по развитию технических навыков — работа с большими данными и маркетинг.
Всего в базе более 750 курсов. Особенность платформы в том, что она предлагает не просто курсы, а так называемые навыки — обучение разделено на блоки продолжительностью до 30 минут, после прохождения которых студент получает какой-то конкретный навык. Это помогает увеличить проходимость курсов — в среднем 87% студентов проходит обучение до конца.
Большая часть программ ориентирована на бизнес-интересы — сотрудники могут развить «мягкие навыки», научиться нескольким техникам продаж, разобраться в технических специальностях.
Недавно компания получила 25 млн долл. на «создание Netflix для корпоративного обучения». Бизнес, оплативший годовую подписку с неограниченным доступом, может составлять из курсов образовательный план для своих сотрудников. Внутри сервиса есть панель аналитики, которая помогает отслеживать процент завершения обучения, рейтинг курсов и другие показатели. Процесс также анализируется с помощью внутренних алгоритмов платформы, сервис может рекомендовать курсы в зависимости от поведения пользователей.