Четыре принципа сбалансированной управленческой структуры

Четыре принципа сбалансированной управленческой структуры

Чем сбалансированная структура управления отличается от других и почему именно такая модель менеджмента оптимальна даже во время кризиса.
615

Сбалансированная управленческая структура призвана поддерживать равновесие между гибкостью и стабильностью. Это не просто сложная модель менеджмента, а своего рода рычаг, который использует каждый лидер, чтобы подстраивать деятельность компании под меняющиеся условия.

Содержание:

Преимущества сбалансированной управленческой структуры

Принципы сбалансированной управленческой структуры

Примеры успешных компаний с эффективной управленческой структурой

Почему сбалансированный подход к управлению — залог успеха

В бизнесе существуют разные формы управления.

  • Иерархическая структура: здесь все, как в армии: у каждого свой ранг, начальство, распорядки.

  • Плоская структура: связана не столько с подчинением, сколько с командной работой в сочетании с личной ответственностью.

  • Матричная структура: подразделения объединены по проектам и направлениям, как в сетке.

А сбалансированная структура взяла лучшее из каждой модели: и отчетность, подобно военному делу, и командный подход плоской структуры, и сложные связи матричной. Благодаря такому подходу у компании больше возможностей стать гибкой и устойчивой к изменениям.

Преимущества сбалансированной управленческой структуры

Сбалансированная управленческая структура обеспечивает четкое отслеживание задач, оптимальное распределение ресурсов и рациональное принятие решений. В гармоничной структуре каждый член команды понимает свою роль, что снижает вероятность конфликтов и недоразумений. Понимание общих целей и ценностей, личной и корпоративной ответственности делает управленческую структуру способной адаптироваться к изменчивым рыночным условиям без особых потерь или смены курса. Это способствует ускоренному развитию бизнеса и повышению его конкурентоспособности.

Получите бесплатно книгу издательства Русской Школы Управления 
«От эксперта к руководителю» в удобном формате EPUB.
Автор — Елизавета Ефремова, организационный психолог, преподаватель программы MBA. Данная книга призвана помочь вам развить личную эффективность новобранца-руководителя. Она написана специально для тех, кто осознанно выбирает движение вверх по карьерной лестнице.

Корректное проектирование и максимально эффективное использование такой структуры управления могут стать ключом к успеху в долгосрочной перспективе. В некоторых ситуациях правильное распределение ролей и ответственности могут стать решающим фактором выживаемости компании в сложный период.

Принципы сбалансированной управленческой структуры

Сбалансированная управленческая структура — это модель и подход к ведению бизнеса, которые помогают контролировать процессы, увеличивая продуктивность и прибыльность компании.

Принципы сбалансированной структуры предполагают: 

  1. Распределение ролей и обязанностей. Каждый член команды знает, чего именно от него ожидают, и понимает, куда направлять свои усилия.

  2. Сбалансированность структуры означает и дифференциацию власти. С одной стороны, при централизации есть некий «центр», который задает общее направление и принимает ключевые решения. С другой стороны, децентрализация позволяет разгрузить центр и дать больше свободы отдельным подразделениям в принятии решений.

  3. Еще один важный аспект — это горизонтальная и вертикальная иерархия. Горизонтальная предполагает взаимодействие коллег на одном уровне, что стимулирует обмен идеями и знаниями. Вертикальная обуславливает подчинение и исполнение решений уровнями выше.

  4. И, наконец, такая управленческая структура поддерживает баланс между стратегическим и операционным управлением. Пока разрабатываются стратегические планы, требования текущего функционирования продолжают соблюдаться на должном уровне.

Таким образом, при сбалансированной управленческой структуре все члены команды играют свои роли, понимают задачи и стремятся к общим целям. Если все работают эффективно, компания имеет большие шансы на успех. Если же где-то есть пробелы, от этого может пострадать вся организация.

Примеры успешных компаний с эффективной управленческой структурой

Хорошие идеи и стратегии, реализованные в одной компании, могут быть успешно внедрены в другую. При этом важно учитывать особенности отрасли, уровень конкуренции в ней, спрос и предложение, потребительское поведение и другие нюансы. Это поможет сэкономить время и ресурсы на разработку собственных уникальных структур и подходов к управлению. Приведем несколько примеров, которые способны вдохновить на разработку и интеграцию новых идей в собственной практике управления.

Яндекс

ИТ-компания, которая ведет бизнес в различных сферах, но при этом сохраняет устойчивую управленческую структуру. В звене управления есть четкое разделение обязанностей, функций и ролей. Управленческая команда ставит цели и определяет стратегические задачи для каждого из подразделений. При этом в большинстве отраслей применяется децентрализация, передача полномочий на уровень ниже, что позволяет участникам команды быстрее и эффективнее решать возникающие вопросы.

VK

Российская компания, которая успешно использует возможности горизонтального и вертикального взаимодействия. Платформа для обмена информацией и решения рабочих вопросов осуществляет взаимодействие между сотрудниками на разных уровнях, пробуя различные современные и креативные решения. Устанавливая баланс между стратегическим и операционным управлением, компания не боится пробовать новое, обеспечивая поддержание стабильности, а также быстрое и своевременное реагирование на текущие вызовы.

Amazon

Крупнейшая компания в мире, которая применяет эффективную управленческую структуру. Централизованное управление на верхнем уровне позволяет выставлять общую стратегию и поддерживать целостность бренда. Четкое распределение ролей и обязанностей обеспечивает функционирование компании на высоком уровне вне зависимости от количества сотрудников и географии их размещения.

Почему сбалансированный подход к управлению — залог успеха

При сбалансированной управленческой структуре улучшается координация и коммуникация в компании. Установленные процессы обмена информацией помогают проводить более эффективную работу всех подразделений. Повышается качество решений, так как они базируются на всестороннем анализе с учетом мнений заинтересованных сторон.

Сбалансированная структура позволяет исключить дублирование функций и снизить затраты, делает возможным распределение ресурсов там, где они наиболее актуальны. Позволяет выявить и устранить «узкие места», способствует укреплению лидерства и повышает мотивацию сотрудников, так как многие процессы прозрачны (понятны шаги для карьерного роста и развития в компании).

Смотрите также: Типы организационных структур

Безусловно, нет единого подхода к организации управленческой структуры, который бы подошел всем и каждому. В зависимости от специфики бизнеса, степени зрелости компании и стратегии развития, требуются различные подходы. Время и внешние события тоже стоит учитывать. Однако сбалансированный подход к управлению всегда остается ключом к успеху. Почему? Потому что есть понимание того, что власть и ответственность распределены равномерно. Это позитивно влияет на мотивацию сотрудников, а организационная гибкость предотвращает застой. Как это ни банально, но действительно намного проще подняться по карьерной лестнице, если она стабильна и в то же время позволяет свободно перемещаться, без больших рисков и опасений.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!