Как изменился рынок образования в 2022 году

Как изменился рынок образования в 2022 году

Этот год принес беспрецедентные вызовы для образовательной отрасли. Что EdTech-компании могут им противопоставить, каким трендам теперь придется следовать?
2385

В уходящем году рынок образования дважды ощутил спад спроса не только на офлайн-продукты, но и в сегменте EdTech, который ранее стремительно рос на фоне пандемии. Согласно оценке агентства Smart Ranking, выручка компаний-лидеров в онлайн-образовании за второй квартал 2022 года превысила 19 млрд руб. против 25 млрд руб. в конце 2021 года. Несмотря на сокращение прибыли, в целом этот показатель на 10,7% результатов второго квартала прошлого года. Менее подверженным кризисным явлениям оказался сегмент дополнительного профессионального образования (ДПО) — он вырос за год на 23% и показал падение во втором квартале всего на 1%.

Изменение темпов инвестиций

ИТ-бум

Образовательные проекты

Снижение продаж в некоторых сегментах

Премиальный офлайн

Наставничество и менторинг

Карьера и профессиональное сообщество

Курсы-конструкторы

Эксперты также отмечают, что сфера обучения взрослых продолжает развиваться. И одна из актуальных задач для традиционно консервативного рынка образования — научиться правильно и своевременно реагировать на мировые и российские тренды.

Изменение темпов инвестиций

Один из сильных мировых трендов — рост интереса к сфере образовательных технологий среди венчурных инвесторов. По данным консалтинговой компании McKinsey & Company, за 10 лет (начиная с 2010 года) объем мировых инвестиций в продукты для обучения вырос почти в 40 раз и в 2021 году составил 20,8 млрд долл.

В России в 2022 году темпы финансовых вложений в отрасли коммерческого образования снизились, и многие проекты были приостановлены. Сказались последствия санкций, падение уровня доходов населения и сокращение бюджетов в корпоративном сегменте.

По оценкам Smart Ranking, которые приводят «‎Ведомости», инвестиции в российский рынок EdTech во втором квартале 2022 года сократились практически в четыре раза. Причем 80% инвестиций за этот период пришлись на одну сделку — VEB Ventures (венчурный фонд ВЭБ.РФ) вложил 520 млн руб. в российскую онлайн-платформу профориентации для школьников «Профилум».

ИТ-бум

Спрос на образовательные продукты в сфере ИТ растет год от года, но в 2022 году он побил все рекорды. Компании, чьи курсы успели нарастить авторитет в этом сегменте, чувствовали себя стабильнее конкурентов. Во многом скачок спроса связан с материальными (высокие зарплаты, меры поддержки) и нематериальными (например, отсрочка от армии) перспективами ИТ-профессий, количеством открытых вакансий и высокой мобильностью — заниматься программированием можно и в офисе, и на удаленке. Немаловажным фактором стала и господдержка ИТ-сектора, в частности, национальный проект «‎Цифровые профессии»‎, который с участием государства был запущен в 2021 году по инициативе Минцифры и Университета 2035. Его цель — снизить кадровый голод в ИТ-сфере, который усилился из-за оттока специалистов.

Образовательные проекты

Эксперты ожидают, что объем сотрудничества государства и провайдеров коммерческого образования будет увеличиваться. В 2022 году стартовала одна из самых громких коллабораций — платформа для развития сотрудников Lerna.ru, входящая в состав Skillbox Holding Limited (образовательный холдинг VK). Согласно ожиданиям, она должна заменить вузам и корпоративному сегменту покинувшую рынок Coursera. Сейчас на маркетплейс загружено уже более 600 курсов от крупнейших игроков российского сегмента EdTech. До 2024 года компания планирует потратить на разработку проекта 600 млн руб., рассчитывая на правительственный грант. Ожидается, что подобные продукты могут стать альтернативой для дорогих собственных образовательных проектов компаний.

Корпоративное обучение персонала

Развивайте сотрудников с учетом стоящих перед ними задач:

  • Консультанты РШУ выявят проблемные моменты и вместе с опытными бизнес-тренерами проработают программу курса. При необходимости создадут новые программы обучения.
  • В результате вы получите профессиональную и сплоченную команду, мотивированную на достижение поставленных целей.

Также, возможно, сама роль государства на рынке будет расти. В частности, появится государственный образовательный холдинг в сфере школьного образования, под который даже будет разработано соответствующее законодательное регулирование.

Снижение продаж в некоторых сегментах

На фоне роста ИТ-направлений обучения в первом полугодии рухнули традиционно сильные направления интернет-маркетинга, SMM и менеджмента. Усиление зарегулирования отрасли медиа, а также исход многих брендов с российского рынка существенно повлияли на рынок, внесли неразбериху и стали причиной перестановки сил. Однако эксперты отмечают, что уже к концу 2022 года именно эти направления показывают интенсивный рост. Люди доучиваются и покупают новые курсы, так как нуждаются в знаниях и поддержке в условиях новой маркетинговой реальности.

Согласно данным исследования Smart Ranking, сегмент «‎Бизнес-образование» во втором квартале 2022 года оценивался на 35% ниже по отношению к первому кварталу. Это одно из самых больших падений по рынку.

Премиальный офлайн

Тренд на онлайн-образование, мощно обозначившийся в условиях пандемии, продолжает усиливаться. За два года появились новые инструменты и методики дистанционного преподавания, которые повышают качество контента и делают его доступнее для широкого круга студентов. Бизнес все чаще стал выбирать онлайн-продукты, которые помогают экономить время и деньги.

На этом фоне классические офлайн-занятия перешли в категорию ‎премиум-продуктов. Их стоимость повышается, а обучение, как правило, проводится в небольших группах. Все чаще очное обучение выбирают для развития soft skills, особенно навыков взаимодействия с окружающими, которые сложно проработать онлайн на должном уровне качества.

Наставничество и менторинг

К концу 2022 года изменились запросы пользователей к качеству онлайн-образования. Сегодня потребители ожидают высокий уровень интерактивности дистанционного формата. Они больше не готовы слушать предзаписанные курсы и хотят чувствовать вовлеченность преподавателя в процесс. Спросом пользуются программы, в которых участники обучения могут оперативно получать ответы на вопросы и обратную связь. И в очном, и в заочном форматах обучения слушатели рассматривают преподавателей не только как источник знаний, но и как менторов и наставников.

Карьера и профессиональное сообщество

Покупая образовательный продукт, многие студенты рассчитывают уже на этапе обучения стать частью профессионального сообщества, чтобы получить нужные связи и стимулировать развитие карьеры. Поэтому активные ‎сообщества выпускников, которые «‎живут» и после завершения обучения, могут стать конкурентным преимуществом для бизнес-школ. В будущем году продавцам «‎взрослого» обучения предстоит решить, как формировать, поддерживать и продвигать профессиональные комьюнити.

В международной практике некоторые игроки заключают контракты с корпорациями и закрывают их вакансии успешными слушателями. Например, крупный международный игрок upGrad даже приобрел кадровое агентство, чтобы помогать выпускникам с трудоустройством.

Курсы-конструкторы

В 2022 году горизонт планирования сузился не только для бизнеса, но и на уровне персонального планирования каждого человека. Поэтому программы, рассчитанные на год и более, потеряли в спросе, а вот краткосрочные курсы, а также интенсивы вышли на первый план. В ходе конференции «Главные итоги 2022 года для EdTech и всей сферы образования», организованной сообществом Digital Learning, эксперты рынка отметили рост интереса к модульным системам обучения. В таком формате студенты самостоятельно составляют план развития из разных курсов, которые можно прерывать и продолжать в зависимости от обстоятельств. В условиях ограниченности финансовых и временных ресурсов люди предпочитают получать знания быстро.

В целом эксперты рынка отмечают, что сфера образования, которая традиционно считается довольно консервативной, сегодня приспосабливается к жизни в условиях высокой неопределенности и постоянных изменений, вызванных снижением инвестиций, перестановками на рынке труда и падением популярности отдельных сегментов.

 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!