Профессиональный нетворкинг: тонкости деловых знакомств

Профессиональный нетворкинг: тонкости деловых знакомств

Разбираемся, как знакомиться с полезными людьми и заявлять о себе так, чтобы они вспомнили о вас в подходящий момент
1082

В своей книге «Никогда не ешьте в одиночку» предприниматель Кейт Феррацци тонко подмечает: «В трудные времена опыт может вас не спасти. Не спасут и трудолюбие, и талант. Если вам нужна работа, деньги, хороший совет, помощь, надежда, есть только одно надежное средство – широкий круг ваших друзей и знакомых».

Нетворкинг — это коммуникация

Всегда ли нужно искать идеальные условия для профессионального нетворкинга

Три совета, как укреплять полезные связи

Именно так работает нетворкинг в системе профессиональной ориентации — ставит целью установление длительного контакта с теми людьми, которые могут быть полезны в бизнесе или повседневной жизни. Посмотрим, как именно может выглядеть эта польза для руководителя, менеджера или специалиста:

  • Можете расширить доступные возможности. Например, попросить совет от более опытного знакомого или воспользоваться его базой контактов. Также стоит помнить: когда вас рекомендуют как руководителя или специалиста — вероятность выгодного соглашения намного выше, чем когда вы устанавливаете эту же деловую связь самостоятельно с нуля.

  • Можете быстрее решать кадровые вопросы. Если вам нужен квалифицированный сотрудник, спросите у своих коллег-руководителей. Если же сами в поиске интересного оффера — попросите вас представить в подходящий момент.

  • Можете находить надежных партнеров. Речь идет об инвесторах, адвокатах бренда, людях, с которыми можно расширять бизнес, — любых специалистах, которых можно привлечь для развития вашего дела.

  • Можете быстрее находить нужных экспертов. Когда в вашей книге контактов есть интересные люди, достаточно позвонить и написать им, чтобы получить точечную консультацию или полезный комментарий.

  • Можете быстрее расти и развиваться как руководитель, эксперт и личность. Взаимодействие с другими успешными людьми помогают учиться новому, перенимать их опыт, адаптировать их истории под свое мировоззрение, и быстрее достигать новых вершин и результатов.

Нетворкинг — это коммуникация

В теории все выглядит достаточно просто, но когда дело доходит до профессионального нетворкинга, стоит помнить о четырех ключевых аспектах, которые помогут обрести действительно полезные и крепкие деловые связи. Разобраться с ними нам помогла академик, вице-президент Международной Академии менеджмента. бизнес-консультант и карьерный коуч Елена Бородина. Познакомимся с ее рекомендациями.

Книги Дейла Карнеги лучше отложить в сторону, когда планируете знакомиться с будущими партнерами, коллегами и новыми друзьями. Вместо того чтобы пытаться манипулировать людьми, перед встречей ответьте для себя на четыре вопроса:

  1. «Чем я могу быть полезен и интересен?» — подумайте, какие ваши профессиональные навыки могут пригодиться собеседнику в будущем. Может, у вас уже есть определенная база клиентов или связей? Может, вы смогли решить сложный кейс? Помните: если вам нечего дать аудитории и вы не интересны другим, как бы ни старались завоевать их доверие и внимание, — попытки манипулирования не помогут. Если у вас нет этого полезного «багажа», заранее подумайте, как вы можете его собрать? Из чего он будет состоять? Чтобы ответить на эти вопросы, пообщайтесь с группой единомышленников или карьерным коучем, чтобы четко выявить для себя, чем вы можете быть полезны другим людям.

  2. «Как я позиционирую себя и формулирую свое предложение?» — опишите свою уникальность как специалиста, руководителя, предпринимателя. Какие методики используете? Какие у вас есть навыки? В чем их особенность? Каких результатов вы смогли достичь со своей командой? В мире, полном неопределенности, когда «черные лебеди» летают стаями, люди с результатами привлекают внимание.

    Еще один важный нюанс: во время профессионального нетворкинга лучше не говорить про личные достижения. Если вы защитили кандидатскую работу, выучили японский за два года или получили КМС по шахматам — это прекрасные факты личной истории. Они обязательно пригодятся, когда вы будете укреплять деловые отношения. На этапе предварительного знакомства старайтесь озвучивать результаты — те задачи с определенными параметрами, которые были решены в определенных условиях.

    Также учитывайте, что вместо личных достижений лучше говорить о бизнес-результатах, поэтому используйте такие формулировки: «Была поставлена задача увеличить прибыль в два раза за полгода, что и было сделано». В профессиональных кругах понимают: для этого потребовалась команда, ресурсы, уже имеющийся бренд. Поэтому фразы с фокусом на конкретную личность, например, «Я увеличил прибыль в два раза», воспринимаются скептически.

  3. «Куда я иду?» — в каком сообществе будете строить профессиональный нетворкинг? Кто участники встречи? С кем будете общаться? Например, можно посчитать, что карьерный коуч на встрече врачей-косметологов вряд ли будет востребован. При этом, если эти специалисты стремятся занять более высокие должностные позиции или найти инвесторов, партнеров, единомышленников, они вполне могут стать целевой аудиторией для эксперта.

  4. «Что я хочу продать?» — даже при создании полезных связей вы продаете какую-то идею. Это может быть что-то, что вы монетизируете, или, наоборот, принципы и ценности, которые вы транслируете в своей деятельности. Важно до встречи определить, что именно будете предлагать другим участникам профессионального нетворкинга.

Когда вы знаете свои ценности и сильные стороны, упаковали их и умеете понятно преподнести — ваш список контактов начнет пополняться целевыми знакомствами.

Всегда ли нужно искать идеальные условия для профессионального нетворкинга

Елена Бородина отмечает, что желательно приходить в сообщества и на те встречи, где будет основная целевая аудитория. При этом важно понимать: всегда можно извлечь максимум выгоды, когда подготовлена эффективная самопрезентация. Условно разделим контакты на три класса:

  1. Самые целевые — те, что соответствуют вашим ожиданиям и потребностям.

  2. Стандартные — которые могут стать полезными в перспективе.

  3. Нецелевые — обычно сюда относят дополнительные контакты с аудиторией, с которой не планировали знакомиться.

Елена поделилась двумя историями, подтверждающими, что профессиональный нетворкинг работает и с теми группами контактов, на которые не делалась ставка.

Ситуация 1: полезный контакт на перспективу

К Елене как к карьерному коучу обратилась директор по персоналу — сделала запрос на кандидата для позиции коммерческого директора. После встречи было принято решение: действительно, рекомендованный руководитель — отличный специалист, но в данный момент не подходит на должность.

Получите бесплатно книгу издательства Русской Школы Управления 
«Коммуникации в управлении : влиять или воздействовать?» в удобном формате EPUB.

Цель этой книги — расширить ваш арсенал влияния в управленческих коммуникациях. Мы разберем мифы о коммуникациях, расскажем, как меняются цели и инструменты влияния на разных этапах работы человека в организации, рассмотрим наиболее эффективные технологии, изложим теоретические обобщения и приведем практические примеры.

Через несколько месяцев она снова обратилась к Елене с просьбой напомнить контактные данные — она перешла в другую компанию и готова нанять его на должность коммерческого директора в новую сеть FMCG. Рекомендация Елены сработала для обеих сторон.

Ситуация 2: нецелевая компания как старт для развития дополнительного направления

Одна из клиенток Елены получила предложение от компании из медицинского сектора, которая запускала новый проект с нуля. Изначально эта сфера не была ей интересна, но после предварительного собеседования с экспертом, она заключила договор на услуги консалтинга. Эксперт проработала консультантом этой компании в течение года. Дальше ее перевели на должность генерального директора.

Три совета, как укреплять полезные связи

  1. Используйте визитки — желательно, с QR-кодом или NFC. Пока вы проговариваете продуманную 15-секундную самопрезентацию, ваш собеседник может зайти на сайт или на страницу в соцсетях, чтобы добавить вас в список контактов. Так вы закрепитесь в его памяти — при следующей встрече он быстрее вас вспомнит.

  2. Продолжайте общение после встречи — созванивайтесь, пишите в мессенджеры, приглашайте в кафе, поздравляйте с профессиональными праздниками. Лучше всего сделать следующий шаг в течение двух дней после знакомства.

  3. Делитесь полезными связями, а не только собирайте, — так вы запомнитесь большему количеству людей с позитивной стороны.

В BANI-мире, где все выглядит слишком переменчивым, одно остается неизменным — сила полезных контактов, которые создаются во время профессионального нетворкинга. Знание тонкостей общения с будущими партнерами поможет найти нужных людей и сформировать свое поддерживающее окружение.

 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!