8 (800) 100-02-03
8 (800) 100-02-03
Профессия: продуктовый методолог

Профессия: продуктовый методолог

Какими навыками он должен обладать, что входит в его обязанности, и какие требования предъявляют работодатели к кандидатам на эту должность
1933

Методолог — это специалист, который занимается разработкой и формулировкой работающих практик в какой-либо сфере. Обычно этот термин используют в онлайн-образовании, но сейчас все чаще работодатели начинают искать продуктовых методологов — то есть специалистов, которые создают методологии для использования продуктов бизнеса. Рассказываем подробно, чем занимается продуктовый методолог и как им стать.

Кто такой продуктовый методолог

Чем занимается продуктовый методолог

Что компании ждут от продуктового методолога

Как стать продуктовым методологом

Кто такой продуктовый методолог

Под продуктовым методологом обычно понимают человека, который способен решить несколько универсальных задач:

  • Проработать архитектуру продукта в соответствии с популярными сценариями использования. Подсказать, что изменить в продукте, чтобы пользователям было удобнее, и они получали более качественный результат.

  • Разработать систему показателей, по которым будет измеряться польза от продукта и благодаря которым станет понятно, как будут прорабатываться новые сценарии и архитектуры продукта.

  • Заняться созданием систем, которые упростят разработку продукта, сделают ее продуктивнее и эффективнее.

Эта специальность пока не стала массовой, поэтому универсальной должностной инструкции для продуктового методолога нет. Судя по опубликованным вакансиям, его функции часто похожи на обязанности менеджера по продукту — только тот выступает скорее руководителем, а методолог же занимается правилами работы, собирает лучшие практики и ищет оптимальные сценарии применения продукта.

Во многом его обязанности зависят от сферы деятельности. Например, в образовательных проектах от методолога требуют умение работать с CJM и системой, которая поможет авторам и редакторам создавать нужный пользователям контент. В банковской сфере это будет создание процессов, по которым специалисты станут устанавливать тарифы и вносить изменения в документацию.

Чем занимается продуктовый методолог

Единственное, что объединяет большинство вакансий продуктовых маркетологов из разных сфер — такой специалист много времени будет уделять пользовательскому тестированию. В остальном функции могут быть разными. Например, вот что периодически повторяется в запросах работодателей:

  • В банках: разработка технических заданий для автоматизации/оптимизации бизнес-процессов. Консультирование сотрудников по вопросам применения методологической базы.

  • В страховых компаниях: подготовка и актуализация правил страхования, страховых продуктов и программ, форм страховой документации.

  • В образовании: разработка схем курсов, требований к содержанию и форме домашних заданий. Определение структуры и содержания учебных программ, уроков, заданий.

  • Подготовка методических материалов, регламентирующих бизнес-процессы компании.

  • Разработка презентационных материалов по процессам, в том числе схем по процессам.

  • Контроль жизненного цикла продукции, анализ финансовых показателей.

  • Изучение конкурентов, постоянное развитие — обучение новым методам проектирования методологий и ведению проектов.

  • Разработка новых продуктов и оптимизация уже имеющихся. Введение пилотных проектов, тестирование гипотез, проработка системы оценки результатов запуска прототипов.

  • Аудит процессов и инструментов компании и продукта.

Что компании ждут от продуктового методолога

В вакансиях часто встречаются требования об образовании: нужно высшее, но без требования к конкретной специальности. Продуктовому методологу может потребоваться отраслевой диплом — если устраиваетесь в банк, преимуществом будут финансы и экономика, если в онлайн-школу — педагогический вуз. Пригодится дополнительное образование, особенно профильное повышение квалификации.

Требования к программному стеку: нужно хорошо знать Microsoft Office, уметь работать в Jira или Trello, знать или быть готовым разобраться в корпоративных мессенджерах типа Slack.

Обычно нужен пусть минимальный, но опыт проектирования процессов, иногда в автоматизированных системах. Пригодится практический опыт полного цикла внедрений проектов и технологических решений. Нужно знание лучших практик и технологий, существующих на рынке дистанционного обслуживания.

Получите бесплатно книгу издательства Русской Школы Управления 
«От эксперта к руководителю» в удобном формате EPUB.
Автор — Елизавета Ефремова, организационный психолог, преподаватель программы MBA. Данная книга призвана помочь вам развить личную эффективность новобранца-руководителя. Она написана специально для тех, кто осознанно выбирает движение вверх по карьерной лестнице.

Среди универсальных навыков — системный подход к задачам, понимание взаимосвязей и закономерностей. Пригодится логическое мышление и аналитический склад ума, умение работать в условиях многозадачности и быстро выстраивать приоритеты. Важны навыки межфункциональных коммуникаций и умение работать с большими массивами документов.

Как стать продуктовым методологом

Продуктовому методологу нужно разбираться в управлении продуктом, понимать, как вывести его на рынок, повысить качество и оптимизировать производственные процессы. Полезно понимать, как предприниматели выбирают бизнес-модели для проектов.

Для первого места работы нужно разобраться в том, как устроен жизненный цикл продуктов, моделирование и прототипирование. Вот что точно стоит понять и попробовать:

  • Разобраться в философии Agile и методологиях, которые основаны на ней: Scrum, Kanban.

  • Понять, как управлять проектами и разрабатывать продукты в соответствии с принципами бережливого производства.

  • Знать, что такое продукт, какие у него есть уровни и иерархия, как строится жизненный цикл управления продуктом. Понять роль продакт-менеджера в продуктовом бизнесе.

  • Важно на практике знать, как составить описание продукта по уровням: ключевая ценность, базовые характеристики, ожидаемый, дополненный и потенциальный продукт. Полезно уметь использовать Epic и User Story, работать по OKR и KPI, уметь строить roadmap продукта.

Всему этому учат на курсе «Инновационный продукт: от создания до вывода на рынок» от Русской Школы Управления. Преподаватели на реальном кейсе покажут, как составить epic и user story, определить, какие user story хорошие, а какие — нет. И затем вместе с участниками обучения построят взаимосвязь между OKR и KPI, разработают roadmap продукта.

 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!