Методолог — это специалист, который занимается разработкой и формулировкой работающих практик в какой-либо сфере. Обычно этот термин используют в онлайн-образовании, но сейчас все чаще работодатели начинают искать продуктовых методологов — то есть специалистов, которые создают методологии для использования продуктов бизнеса. Рассказываем подробно, чем занимается продуктовый методолог и как им стать.
— Кто такой продуктовый методолог
— Чем занимается продуктовый методолог
— Что компании ждут от продуктового методолога
— Как стать продуктовым методологом
Кто такой продуктовый методолог
Под продуктовым методологом обычно понимают человека, который способен решить несколько универсальных задач:
-
Проработать архитектуру продукта в соответствии с популярными сценариями использования. Подсказать, что изменить в продукте, чтобы пользователям было удобнее, и они получали более качественный результат.
-
Разработать систему показателей, по которым будет измеряться польза от продукта и благодаря которым станет понятно, как будут прорабатываться новые сценарии и архитектуры продукта.
-
Заняться созданием систем, которые упростят разработку продукта, сделают ее продуктивнее и эффективнее.
Эта специальность пока не стала массовой, поэтому универсальной должностной инструкции для продуктового методолога нет. Судя по опубликованным вакансиям, его функции часто похожи на обязанности менеджера по продукту — только тот выступает скорее руководителем, а методолог же занимается правилами работы, собирает лучшие практики и ищет оптимальные сценарии применения продукта.
Во многом его обязанности зависят от сферы деятельности. Например, в образовательных проектах от методолога требуют умение работать с CJM и системой, которая поможет авторам и редакторам создавать нужный пользователям контент. В банковской сфере это будет создание процессов, по которым специалисты станут устанавливать тарифы и вносить изменения в документацию.
Чем занимается продуктовый методолог
Единственное, что объединяет большинство вакансий продуктовых маркетологов из разных сфер — такой специалист много времени будет уделять пользовательскому тестированию. В остальном функции могут быть разными. Например, вот что периодически повторяется в запросах работодателей:
-
В банках: разработка технических заданий для автоматизации/оптимизации бизнес-процессов. Консультирование сотрудников по вопросам применения методологической базы.
-
В страховых компаниях: подготовка и актуализация правил страхования, страховых продуктов и программ, форм страховой документации.
-
В образовании: разработка схем курсов, требований к содержанию и форме домашних заданий. Определение структуры и содержания учебных программ, уроков, заданий.
-
Подготовка методических материалов, регламентирующих бизнес-процессы компании.
-
Разработка презентационных материалов по процессам, в том числе схем по процессам.
-
Контроль жизненного цикла продукции, анализ финансовых показателей.
-
Изучение конкурентов, постоянное развитие — обучение новым методам проектирования методологий и ведению проектов.
-
Разработка новых продуктов и оптимизация уже имеющихся. Введение пилотных проектов, тестирование гипотез, проработка системы оценки результатов запуска прототипов.
-
Аудит процессов и инструментов компании и продукта.
Что компании ждут от продуктового методолога
В вакансиях часто встречаются требования об образовании: нужно высшее, но без требования к конкретной специальности. Продуктовому методологу может потребоваться отраслевой диплом — если устраиваетесь в банк, преимуществом будут финансы и экономика, если в онлайн-школу — педагогический вуз. Пригодится дополнительное образование, особенно профильное повышение квалификации.
Требования к программному стеку: нужно хорошо знать Microsoft Office, уметь работать в Jira или Trello, знать или быть готовым разобраться в корпоративных мессенджерах типа Slack.
Обычно нужен пусть минимальный, но опыт проектирования процессов, иногда в автоматизированных системах. Пригодится практический опыт полного цикла внедрений проектов и технологических решений. Нужно знание лучших практик и технологий, существующих на рынке дистанционного обслуживания.
«От эксперта к руководителю» в удобном формате EPUB.
Автор — Елизавета Ефремова, организационный психолог, преподаватель программы MBA. Данная книга призвана помочь вам развить личную эффективность новобранца-руководителя. Она написана специально для тех, кто осознанно выбирает движение вверх по карьерной лестнице.
Среди универсальных навыков — системный подход к задачам, понимание взаимосвязей и закономерностей. Пригодится логическое мышление и аналитический склад ума, умение работать в условиях многозадачности и быстро выстраивать приоритеты. Важны навыки межфункциональных коммуникаций и умение работать с большими массивами документов.
Как стать продуктовым методологом
Продуктовому методологу нужно разбираться в управлении продуктом, понимать, как вывести его на рынок, повысить качество и оптимизировать производственные процессы. Полезно понимать, как предприниматели выбирают бизнес-модели для проектов.
Для первого места работы нужно разобраться в том, как устроен жизненный цикл продуктов, моделирование и прототипирование. Вот что точно стоит понять и попробовать:
-
Разобраться в философии Agile и методологиях, которые основаны на ней: Scrum, Kanban.
-
Понять, как управлять проектами и разрабатывать продукты в соответствии с принципами бережливого производства.
-
Знать, что такое продукт, какие у него есть уровни и иерархия, как строится жизненный цикл управления продуктом. Понять роль продакт-менеджера в продуктовом бизнесе.
-
Важно на практике знать, как составить описание продукта по уровням: ключевая ценность, базовые характеристики, ожидаемый, дополненный и потенциальный продукт. Полезно уметь использовать Epic и User Story, работать по OKR и KPI, уметь строить roadmap продукта.