Компания ITECH на рынке уже более 23 лет, и за это время ее структура много раз претерпевала существенные изменения: менялись департаменты, отделы, группы, подходы и услуги. Но тема обучения сотрудников всегда оставалась и остается важной, причем не только при появлении junior-специалиста в команде. Уверена, что многие сталкивались и продолжают сталкиваться с челленджами в этом направлении.
Если у вас система внутреннего обучения уже давно выстроена и отлично работает, «не болеет», и все сотрудники от зеленого джуна до топ-менеджера отлично понимают, чему им обучаться, когда, у кого, как, где и, главное, зачем — вы редкие везунчики. А если вы не крупная компания, у вас нет отдельных подразделений, занимающихся обучением, и/или сложности с выделением бюджетов на обучение — вряд ли ваша система обучения работает как часы.
Со временем мы выработали для себя определенный подход, о котором расскажу ниже. Важно то, что мы его постоянно критически оцениваем и стараемся «подкручивать», исходя из особенностей команды, реалий рынка и бизнес-целей.
Содержание:
— Что такое системное обучение
— Роль HR
Что такое системное обучение
Кажется, что тема обучения стара как мир: все сотрудники должны учиться, особенно новички и джуны, особенно в сферах, где знания быстро устаревают. Но все не так просто. Казалось бы, есть решение «с верхней полки» — купить сотрудникам курс или пригласить внешнего эксперта для обучения, отправить весь отдел продаж к именитому коучу. Однако это не всегда возможно, да и далеко не всегда целесообразно по многим причинам (в особенности для небольших компаний): будет дорого, долго, не попадет в аудиторию, не учтет специфику процессов и сотрудников компании.
«От эксперта к руководителю» в удобном формате EPUB.
Автор — Елизавета Ефремова, организационный психолог, преподаватель программы MBA. Данная книга призвана помочь вам развить личную эффективность новобранца-руководителя. Она написана специально для тех, кто осознанно выбирает движение вверх по карьерной лестнице.
Чтобы потом не пожалеть и не начать задаваться, например, вопросом «Стали ли сейлзы лучше продавать после потраченных на тренинг миллионов?», стоит подойти к обучению системно. Сейчас мы сформировали свой подход в виде сочетания разных категорий сотрудников и их обучения в разных форматах.
-
Кого учим: джунов в рамках онбординга / мидлов и сеньоров / тимлидов и руководителей групп / руководителей направлений и топ-менеджеров.
-
В каком формате учим: самообучение / наставничество / лекции от сотрудников-экспертов / внутренние митапы от сотрудников-экспертов и другие интерактивные форматы / тренинги от HR-блока / тренинги от внешних экспертов и прочее.
Самое интересное: около 80% потребности в обучении сотрудников разных категорий мы способны закрыть внутри, так как у нас есть подходящие эксперты, которые могут поделиться своей мудростью в формате наставничества / лекции / митапа / тренинга.
Заявочная система
Путем нескольких итераций, после проб и ошибок мы создали заявочную систему, в которой ключевую роль отдали тимлидам и руководителям групп. Они собирают со своих команд потребности в обучении в формате заявок, а также принимают решение, не стоит ли масштабировать запрос шире. Сбор заявок происходит на базе личных встреч и работы с индивидуальными планами развития (ИПР) сотрудников. Звучит сложно, но если организовать процесс, все становится проще. Например:
-
На личной встрече тимлид команды разработчиков выявил потребность в обучении одного из своих разработчиков: сотрудник не понимает, как аналитики строят UML-диаграммы, и если бы аналитики ему объяснили (да, он может сам погуглить, но митап с практикой и примерами из наших проектов будет гораздо ценнее), это сделало бы его работу более эффективной.
-
Тимлид понимает, что другим разработчикам такое обучение тоже было бы актуально.
-
Он тимлид формирует заявку в формате задачи на потенциального спикера (например, руководителя направления системного и бизнес-анализа), в которой описывает, какое обучение необходимо (в определенном формате).
-
Руководитель направления системного и бизнес-анализа берет задачу-заявку в работу. При необходимости задает уточняющие вопросы, обсуждает со своей командой, кто из них, когда и как сможет сделать обучение для разработчиков так, чтобы оно было наиболее эффективным, и фиксирует итоги.
-
Далее создается подзадача на HR для помощи с организацией процесса.
Корпоративное обучение персонала
Развивайте сотрудников с учетом стоящих перед ними задач:
Роль HR
Как HR-блок помогает в организации системы внутренних обучений:
-
Переводчески — вычитать презентацию, помочь перевести с языка заявителя на язык исполнителя (ведь не только термины, но и даже мышление и подача информации могут сильно различаться).
-
Организационно — проставить слоты в зуме, сделать инвайты, провести прогоны, собрать и дать фидбек, осуществить контроль фиксации результатов (например, в базе знаний).
-
Консультационно — методологически помочь с идеями для практики, заранее собрать вопросы к спикеру.
-
Инструментально — дать артефакты, например, научить пользоваться сессионными залами в Zoom, чтобы проводить практические занятия для коллег.
Если сотрудник сам не пришел с заявкой на обучение, как тимлиду понять, что оно необходимо, и как спустить его сверху? Для этого есть несколько вариантов:
-
Когда он поймет, что сотруднику интересно что-то смежное.
-
Когда увидит, что у сотрудника пробелы в знаниях по матрице, или есть фидбек по нему, что где-то проблемы (тут по мягким навыкам чаще всего, например, не может разговаривать с клиентом).
-
Когда поймет необходимость какого-то обучения, которое уже запросил кто-то из коллег-тимлидов, и донесет его своим подчиненным в формате «Ребята, вам это тоже будет полезно».
-
Ну и, по идее, это все должно в рамках работы с ИПР обсуждаться на личных встречах.
Мотивация руководителей
Как мотивировать тимлидов работать по такой системе? Мы стараемся доносить до них очень простые мысли: «Это твой инструмент развития команды. Ты можешь закрыть своей команде кусочек из матрицы компетенций» / «Ты не только даешь, но и получаешь, сегодня твоя команда провела обучение соседнему департаменту, а завтра он сделает классное обучение для твоих специалистов».
Фото: ITECH
Отдельная тема — обучение руководителей и топ-менеджеров. Очевидно, что по многим вопросам они могут выступать как эксперты и учить других, но им самим тоже необходимо постоянно развивать свои компетенции. Как работать с руководителями, чтобы не искать новых каждые полгода? Это целая система! Придерживаемся подхода, что с командой руководителей обязательно нужно работать их руководителю (в нашем случае это генеральный директор), и это действительно сложная задача. Один из инструментов — тренинги для руководящего состава два-три раза в год для прокачки различных руководящих компетенций. Мы их организуем в основном силами HR-блока, но для отработки отдельных тем зовем проверенных внешних экспертов.
Ценность в данной системе есть, по сути, для каждой роли в компании. И если вы хотите получить действительно эффективную систему обучения, нужно стремиться к win для
каждого — чтобы все сотрудники понимали свою роль, ценность действий для себя и других.