Бизнес-тренер и организационный консультант Юрий Бастриков — о факторах, которые следует учесть при подготовке к переговорам о повышении зарплаты.
Многие из нас задумывались о том, чтобы попросить прибавку к зарплате. Стандартные аргументы: давно работаю, хорошие отклики клиентов или руководства, повышаю квалификацию, обладаю уникальными знаниями. Это желание совершенно разумно, и периодически стоит анализировать, насколько ваш вклад в компанию соответствует оплате. Однако прежде чем пойти к руководителю, учтите несколько важных параметров:
-
Стоимость вашей позиции на рынке. Сотруднику, который требует прибавки к зарплате, можно предложить зайти на любой сайт с вакансиями компаний и посмотреть: сколько стоит работник, выполняющий похожий объем задач, с такой же квалификацией и на такой же должности.
-
Количество предложений от компаний на рынке. Иногда зарплаты уникальных специалистов завышены, но работодатели понимают, что больше таких мастеров они нигде не найдут. То есть специфика общения с клиентами, особенности производства, продажи определенного товара требует больших усилий и времени. Соответственно, доходы компании будут зависеть от работы такого специалиста.
-
Количество конкурентов. Как много на рынке труда специалистов с вашей квалификацией — сколько резюме размещено на работных сайтах. Бывает так, что вакансий в сети много, но не меньше и предложений от кандидатов. Солидные рекрутинговые агентства регулярно публикуют такие данные в открытом доступе.
Как просить повышения зарплаты у руководства
После подобного исследования рынка можно подумать, как просить прибавку к зарплате у своего руководителя. Ошибки при переговорах о зарплате делятся на две группы.
Первая группа ошибок — «молчание»
Сотрудник недоволен зарплатой, чувствует, что она неадекватна его усилиям и несправедливо занижена. Но он ничего не делает, чтобы дать понять об этом своему руководителю.
Какие чувства может вызывать такая ситуация у работника? Он может сидеть на своем месте и тихонько «обижаться». Может начать злиться на начальников за свою загруженность и отсутствие достойной компенсации. Или, если сотрудник работает несколько лет подряд в компании, он может считать, что прибавка к зарплате должна естественно проистекать из его стажа работы на одном месте.
Часто такое молчание приводит к обидам, внутреннему «взрыву», поиску более выгодных вакансий. После этого может последовать спонтанное, необдуманное решение о смене работы. Исходя из моего опыта, могу сказать, что для руководителя подобный шаг часто является громом среди ясного неба. При этом у работодателя не возникает мысли, что причиной увольнения может быть недостаточная заработная плата. Скорее, начальник подумает, что работник просто нашел работу с лучшими условиями, например, ближе к дому.
Вторая группа ошибок — «наезд» на начальника
Когда подчиненный приходит к руководителю и говорит: «Я хочу больше. Я знаю – эта вакансия стоит на рынке такую-то сумму. И, если вы не добавите мне денег, я уйду. Меня с радостью возьмут в одну — вторую — третью компанию, я прекрасный специалист».
Это неконструктивное решение, даже если начальник понимает важность сотрудника для организации. Вариантов развития событий здесь может быть несколько, и все они неприятны для работника.
- Во-первых, начальник может «с ходу» уволить такого сотрудника, даже если он понимает, что это будет потерей для компании.
- Во-вторых, даже если он согласится поднять зарплату (после приведения обоснованных аргументов), он будет раздражен и недоволен именно этим работником. При первой возможности он начнет поиски нового специалиста на замену. В такой ситуации неожиданностью может стать увольнение именно для того, кто инициировал этот процесс.
Как подготовиться к разговору о повышении зарплаты
Как лучше подготовиться к разговору с руководителем на такую щекотливую тему?
-
Проведите анализ рынка труда по алгоритму, который мы привели выше: оцените стоимость позиции, количество предложений от компаний и количество конкурентов из числа специалистов вашего профиля.
-
Оцените объем работы, который вы сейчас выполняете. Если он изменился с момента последнего изменения зарплаты (или момента трудоустройства), то приведите конкретные аргументы: в цифрах, объемах, процессах и процедурах. Будьте готовы к оперированию фактами, а не эмоциями. Например, при устройстве вы занимались оценкой договоров при сдаче помещений в аренду. И вдруг компания начинает заниматься еще и лизингом автотранспорта. Это другая работа, здесь нужно применять другие навыки. И в этом случае обращение к директору фирмы по поводу повышения оклада будет вполне обоснованно.
-
Сформулируйте справедливое (на ваш взгляд) изменение зарплаты. Почему сейчас вы имеете право на увеличение оклада, продвижение по карьерной лестнице?
-
Будьте готовы к взаимным уступкам и разговору о вариантах. Не стойте жестко на своей позиции. Если в чем-то руководитель идет на встречу, сделайте ему встречную уступку. Не всегда это будет касаться денег — предложите взять на себя дополнительную обязанность (которую вы и так часто выполняете, но бесплатно), обещайте задерживаться на работе в случае необходимости (оговорите время и частоту таких задержек). Помните, что существуют нематериальные аспекты, которые для вас могут оказаться существенными. Если руководитель не хочет увеличивать на 15%, а только на 10%, то спросите, возможно ли будет в таком случае брать один выходной в месяц просто так, не в счет отпуска. Или воспользоваться льготными ценами компании на какую-либо продукцию, купить более дорогой полис ДМС и тому подобное.
-
В начале разговора обязательно подчеркните, что вы лояльны компании, переживаете за ее состояние, болеете за результаты и отношения с клиентами. Вы ценный актив и готовы направлять свои усилия на благо организации. Ваша просьба — это забота о том, чтобы ваша инициатива и энергия адекватно компенсировались в материальном отношении.
Когда идете на встречу с руководителем, будьте во всеоружии, но не доставайте топоры и вилы. Настройтесь на то, что вы ценный сотрудник и важны для компании. Цените свою компанию и усилия, которые она в свое время приложила, чтобы остаться на плаву и зарабатывать деньги. Помните: только взаимное уважение во время такого разговора сделает его эффективным.
«Книжная полка РШУ» — подкаст о классике мировой бизнес-литературы. Слушайте обзоры книг от наших экспертов.