Основные тезисы прямого эфира с Екатериной Покотиловой, экспертом в сфере управления персоналом, преподавателем Русской Школы Управления.
Пандемия стала причиной серьезных изменений в HR-сфере. Они затронули отношения с сотрудниками, бизнес-среду, графики (удаленная, гибридная работа), мобильность рабочих мест. Кроме того, все стали задумываться об оптимизации расходов. Также на HR-тренды повлияло отношение людей к своему здоровью: его ценность и для сотрудников, и для руководителей выросла даже у тех, кто не считал этот вопрос приоритетным. Мир стал еще более быстрым, беспокойным и хрупким, из VUCA эволюционировал в BANI. И все признаки BANI-мира усилились из-за необходимости приспосабливаться к новым условиям.
Тренды в сфере управления персоналом
Изменения очень быстро заметили жители больших городов. Крупные компании с приходом пандемии внедрили удаленный формат работы, причем у некоторых он сохранился до сих пор (или стал гибридным). В малом бизнесе кто-то вообще отказался от аренды офисов. Но что бы ни происходило, бизнесу важна прибыль и производительность сотрудников, чтобы эффективные кадры оставались в компаниях как можно дольше, а возможности для привлечения талантов росли.
При этом у сотрудников формируются собственные тренды: они выбирают компании, в которых хотелось бы остаться, с одновременным ростом потребностей для самореализации. Интернет позволяет по-новому подойти к вопросу выбора работодателя: работники сегодня выбирают удобное время, график работы, компанию и даже город. Могут работать из дома или любого другого места, вести несколько проектов в разных компаниях, использовать почту, мессенджеры и разные коммуникационные площадки для быстрого достижения результата, увеличения доходов.
Новые возможности, в том числе для развития навыков и обучения новой профессии, которые появились у сотрудников, усложняют задачи по удержанию персонала. В условиях высокой конкуренции руководителям и эйчарам для этого приходится использовать максимум инновационных приемов и инструментов.
Дистанционный интерактивный онбординг
Рекрутинг и адаптация нового сотрудника должны быть быстрыми, максимально комфортными, создавать только положительные впечатления о компании. Сейчас многие работают дистанционно, и процесс онбординга следует выстраивать в соответствии с требованиями времени. Для этого существует ряд доступных инструментов, вплоть до специальных платформ, на которых можно организовать весь процесс.
Менторинг
Менторинг — это один из видов наставничества, который отличается более глубокой работой с подопечным. В компаниях появляются гуру из числа опытных сотрудников, которые поддерживают и направляют новичков, делают их партнерами бизнеса, частью общего большого процесса.
Менторинг работает на протяжении всей рабочей жизни членов команд. В сложные моменты, когда они рассматривают возможности для ухода из компании, с помощью менторинга их можно удержать.
Асинхронное обучение
Асинхронное обучение — образовательный формат, в котором дистанционные занятия используются наравне с очными курсами, коуч-сессиями, общением с тьюторами и тренерами. Он объединяет работу в группе и самостоятельное изучение материалов в удобное время, но в общем потоке.
Индивидуальные траектории обучения
Кроме общих курсов повышения hard skills или soft skills, компании предлагают сотрудникам индивидуальные траектории обучения. Они зависят от того, какие личностные или профессиональные навыки нужно развить конкретному человеку. Создать такой «конструктор» можно, используя даже бесплатные образовательные площадки — полезное обучение легко организовать без бюджета.
Развитие цифровых навыков
Цифровые навыки в современной рабочей среде нужны всем сотрудникам, в том числе и эйчарам. Это основа для дальнейшего развития.
Мотивационные схемы
Возросла важность клиентского подхода в исследовании ведущих мотиваторов персонала — эйчар должен фокусироваться на том, что хотят сами сотрудники. Для этого следует проводить исследования, оценивать, что важно и нужно работникам компании.
Как с минимальными затратами повысить лояльность коллектива? Сделать так, чтобы сотрудники добивались результатов даже в кризисных ситуациях? Как обеспечить поступательное развитие и преемственность, удержать ценные кадры и устранить текучесть молодых специалистов?
На курсе «Развитие персонала как ключевая часть корпоративной культуры организации» вы найдете ответы на эти и другие вопросы.
Например, вместо скидок, партнерских программ и ДМС организовать корпоративную футбольную команду. Или как это было сделано в одной компании, раз в полгода проводить исследование, по результатам которого формируется список того, что не удовлетворяет сотрудников, что, по их мнению, нужно поменять. Один из результатов такого опроса — открытие фитнес-клуба, затраты на который оказались меньше, чем оплата разных командообразующих мероприятий.
Баланс работы и личной жизни, внутреннее состояние персонала
Появились специальные инструменты, которые помогают внедрить концепцию well-being (комплекс мероприятий для работы с внутренним состоянием персонала) в организации, понять, насколько благополучны сотрудники, чего им не хватает и как их удержать. Например, опросы, по итогам которых будет видно, чего работникам может не хватать в компании. Хороший результат также дает запуск чатов с обсуждением разных тем.
Well-being входит в топ-3 тем для эйчаров в 2022 году. Причем некоторые инструменты для реализации этой концепции не требуют финансовых вложений, но эффективность сотрудников повышают.