Во втором квартале 2020 года количество россиян, не имеющих работы, превысило 9 млн человек. Такие данные приводит РБК со ссылкой на аналитиков аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. Они проанализировали данные Росстата и пришли к выводу, что к 4,47 млн официальных безработных нужно прибавить еще 5 млн россиян — во время пика первой волны пандемии они не были трудоустроены, хотели устроиться, но Росстат не учел их как безработных.
COVID-19 сформировал новую реальность на рынке труда: некоторые отрасли оказались на грани выживания, освободилось большое количество специалистов, а офисные сотрудники, которые не потеряли работу, уже привыкли работать в удаленном режиме. Работодатели, которые остаются на плаву, действуют так же, как и во времена прежних кризисов:
- Демпингуют и занижают предложения по зарплате.
- Совмещают в одной вакансии функционал, который должны выполнять два-три специалиста.
- Сокращают надбавки и премии работающим сотрудникам.
- Нагружают работающих сотрудников дополнительными обязанностями.
А крупный бизнес и компании, у которых есть средства, собирают сливки: на рынке труда появились хорошие специалисты по приемлемой цене.
Подготовка к поиску работы
Чтобы устроиться на работу и не продать себя за бесценок, нужно подготовиться:
-
Составьте и разместите резюме, которое заметит работодатель, на сайтах по поиску работы. Уделите особое внимание описанию навыков и пользы, которую вы приносили на прежнем месте работы, и которую вы можете принести потенциальному работодателю. Старайтесь писать правду — рекрутеры легко определяют ложь в резюме. Помните, что для отклика на конкретную вакансию вам обязательно будет нужно подкорректировать свое резюме в соответствии с ее особенностями, а также подготовить сопроводительное письмо.
-
Очистите свой онлайн-профиль: удалите из соцсетей посты, которые могут повлиять на мнение рекрутеров о вас. Посмотрите на аккаунты глазами работодателя. Обновите свой статус в соцсетях, укажите, что открыты предложениям по работе.
-
Обновите сеть деловых контактов. Определите, кто из ваших бывших коллег и руководителей сможет дать рекомендации, если их запросит нанимающая сторона.
-
Подтяните профессиональные и мягкие навыки. Подумайте, о чем вас могут спросить на собеседовании — почитайте отраслевые статьи и специальную литературу.
Где искать работу
Поиск работы — тоже работа. Если вы вышли на рынок труда, будьте готовы действовать упорно и методично. Используйте максимальное количество доступных рекрутинговых каналов, начинайте день с проверки уведомлений и откликов:
Сайты по поиску работы
Разместите резюме на нескольких крупных работных сайтах. Регулярно поднимайте резюме в поиске — обычно на этих ресурсах есть такая опция.
- HeadHunter
- Работа.ру
- Superjob
Профильные сообщества в соцсетях и Телеграм-каналы
Размещение вакансий на сайтах по поиску работы для работодателей платное. По этой причине и для того, чтобы охватить как можно большее количество специалистов, рекрутеры компаний часто ищут работников в соцсетях.
Составьте список отраслевых сообществ, связанных с вашей профессией, в Facebook, ВКонтакте, LinkedIn, Телеграме, а также страничек, которые публикуют вакансии. Подпишитесь на них и регулярно проверяйте обновления.
Рекомендации
Поспрашивайте онлайн– и офлайн-знакомых, поинтересуйтесь, нет ли в их компаниях открытой позиции, которая вам подходит.
Сайты компаний
Подготовьте список компаний, в которых вы хотели бы работать. Добавьте в закладки карьерные разделы на их сайтах, подпишитесь на их рассылки и регулярно отслеживайте вакансии. Отправляйте им резюме с сопроводительными письмами.
Бывшие работодатели
Некоторые компании охотно принимают на работу своих бывших сотрудников. Менеджмент считает, что такие работники набрались опыта на стороне и способны привнести в бизнес что-то новое. Подумайте, нет ли у вас на примете кого-то из бывших работодателей, к кому вы хотели бы вернуться?
Отраслевые ярмарки вакансий
Последнее время такие мероприятия перешли в онлайн-формат. Отслеживайте отраслевые активности в соцсетях, присоединяйтесь к ярмаркам вакансий — часто там можно найти что-то интересное.
Запомнить
- Из-за пандемии и экономического кризиса количество безработных растет. Это значит, что конкуренция среди специалистов на рынке труда тоже усиливается, а условия становятся хуже — работодатели занижают зарплаты, увеличивают нагрузку.
- Если вы вышли на рынок, подготовьтесь: составьте подробное резюме и разместите его на крупных работных сайтах, очистите свои соцсети от компрометирующих материалов, обновите деловые контакты и начните подтягивать навыки.
- Помните, что поиск работы — тоже работа. Ежедневно проверяйте отклики, которые приходят на ваше резюме, будьте готовы быстро ответить потенциальному работодателю.
- Во время поиска задействуйте максимальное количество источников: работные сайты, профильные сообщества в соцсетях, рекрутинговые странички на сайтах компаний, отраслевые ярмарки вакансий. Спрашивайте рекомендации у знакомых, попробуйте вернуться к кому-то из прежних работодателей.