Сергей Юрьевич, программа Вашего модуля предусматривает построение карт бизнеса. Расскажите в чем предпочтительность именно такого подхода?
Понять, что такое карта просто. Например, москвичи и приезжие используют карту метрополитена. Автолюбители профессионалы привыкли пользоваться атласом автодорог. Сейчас во многих машинах стоит говорящая карта – GPS-навигатор. Без них перемещение по Москве было бы менее удобным. Карта бизнеса – это полная аналогия карт, которые я упомянул. С помощью карты нам легко объяснить или донести идею и состояние своего бизнеса до других людей. Карты помогают объяснить, где возникают трудности, если ее промаркировать, нанести на нее цифры реального движения ресурсов. Визуальное представление информации для человека более приемлемо, чем текстовое или цифровое. Поэтому карты бизнеса, прежде всего, улучшают восприятие и повышают управляемость бизнесом. Одной из карт можно считать организационную структуру. Другой картой может быть матрица ответственности. На модуле мы рассматриваем, для чего нужны такие карты, как их применять, и создаем конкретные примеры.
А Вы можете построить карту своего семинара?
Да, разумеется. Карта моего семинара достаточно проста. Это – «ограничения» людей и все проблемы, которые с этим связаны. Второе – использование компьютера и трудности, сопряженные с неправильной его эксплуатацией. Это также – менеджмент людей и ресурсов при помощи компьютеров. И четвертое направление на карте моего семинара – это управление изменениями. Как определить, что настало время меняться и как это правильно делать.
По ходу семинара у слушателей возникают вопросы. Какие задают чаще всего?
Вопросы слушателей в основном касаются проверки их гипотез. У каждого есть какие-то текущие трудности, с которыми люди шли на семинар. Но без погружения в ситуацию на любой вопрос точного ответа дать невозможно. Поэтому мы вместе ищем возможные варианты решения, набрасываем альтернативы и «узкие места». Давать один ответ на вопрос, который не может быть задан до конца, вообще неприемлемо. Можно дать на рассмотрение различные варианты, и в итоге слушатель сам принимает решение. Важно, что именно он является составляющей частью ситуации, и воздействует на нее. В таком случае реализовать чужие решения невозможно. Если говорить о вопросах по теме модуля, то их практически не возникает, потому что уровень детализации и разъяснения информации достаточно высокий.
В программу модуля включена интересная тема: «Чтобы не быть еретиком по жизни: системный и личностный взгляд на мир». О чем это?
Человек обладает системным взглядом на мир. Набор системных моделей управления не очень большой. Как говорили древние: «Усложнять просто, упрощать сложно». Упростить мир до примитивных и действующих моделей задача сложная. Но решаемая. Зная, что именно и почему происходит, человек успокаивается и не тратит усилия там, где это не нужно, он начинает действовать целенаправленно. Люди, обладающие правильными системными моделями мышления, спокойно и планомерно решают стоящие перед ними текущие задачи.
Как же этого добиться?
Знать, что происходит. Если вы точно знаете, что происходит, то решение будет верным. И тогда вы можете влиять на ситуацию.
Вы сами приверженец данной концепции?
И даже больше, я ее привношу в сферы, которые еще не открыты. В компьютере должны жить информационные роботы, они же душа любого нематериального ресурса. Я новатор, человек, который вынужден опровергать то, что делается на IT-рынке сейчас. Таким образом, я собираю достаточно много негатива от коллег. Далее, приходится переучивать главные играющие фигуры процесса автоматизации – IT-директоров. Их надо делать, либо очень узким сервисным специалистом, либо широким профессионалом в вопросах бизнес-логики. Но то, что с ним что-то надо делать, это уже даже не обсуждается. На рынке присутствует огромное количество людей занимающихся IT. Ставят сервера, запускают программы, постоянно что-то создают и меняют, покупают, внедряют. Но владельцы и генеральные директора не ощущают значительного эффекта для себя. Таким образом, у меня есть четкие системные модели, что и как менять на IT-рынке и в автоматизации компаний. Поэтому я спокойно и планомерно доношу свои мысли до слушателей «Русской Школы Управления» и повышаю их возможности в бизнесе на ближайшие 10-15 лет.
Вы, в первую очередь, специалист IT-сферы. Решением, каких актуальных проблем, сейчас занят IT-бизнес?
IT-отрасль в обслуживании менеджмента, с глобальной точки зрения, работает очень плохо. Во всем мире задачи автоматизации решаются успешно только при условии, что в процесс не вовлечен человек. Все хорошо там, где компьютер взаимодействует с компьютером, компьютер взаимодействует со станком. Всюду, где компьютер сам решает свои задачи, никаких проблем нет. Проблемы начинаются при взаимодействии с человеком. Все современные информационные системы пассивно зависят от людей. Если люди не вносят данные или искажают их, система скорее мешает управлять. Однако компьютерам под силу помочь людям управляться с ресурсами и в автономном, самостоятельном режиме.
Вы стали преподавателем «Русской Школы Управления» давно. Чем она Вас привлекла?
Мне нравится ее подход. Первое, о чем стоит упомянуть, – краткосрочность обучения и оптимальная концентрация предлагаемой информации. В нашем мире происходит ускорение процессов. Появление программы Mini MBA продиктовано не нашим желанием, а потребностью людей в ускоренном режиме получать актуальные бизнес-знания. Проявляется нежелание и невозможность учиться на длинных программах. Решения требуются прямо сейчас. С программой Mini MBA учебный центр «Русская Школа Управления» активно выступает в регионах. Мы вывозим, экспортируем знания в регионы, и этого кроме нас никто больше не делает. Т.е. все приглашают слушателей приезжать на сессии в Москву, затраты соответствующие. Мы же работаем в другом режиме. Везем знания непосредственно к человеку.