Виды онлайн-обучения

Обзор образовательных форматов
5480

Рынок онлайн-образования показывает стремительный рост — по итогам 2019 года он достиг 38,5 млрд рублей, а в 2023 году перевалит отметку в 60 млрд рублей. Это подтверждается и исследованием Smart Ranking, в котором приняли участие крупные EdTech-проекты. Их общий оборот во втором квартале 2020 года составил 6,2 млрд рублей, что на 87% выше, чем в аналогичный период прошлого года.

Чем больше рынок, тем выше конкуренция, соответственно, тем больше разных продуктов. Мы собрали все актуальные форматы и виды онлайн-обучения в 2020 году, с их плюсами и минусами. Выбирайте подходящую форму образования в зависимости от ваших потребностей.

Статьи и учебники

Этот упрощенный вариант онлайн-обучения выглядит так:

  • За определенную сумму вы получаете доступ к закрытому сайту или к странице в социальной сети на конкретный срок, например, на месяц.
  • Читаете уже написанные статьи и получаете обновления о новых материалах.
  • Подписку нужно обновлять, то есть платить за доступ еще раз.

Плюс такого подхода — если проект существует давно, то за месячный абонемент вы получаете доступ к уже большому архиву написанных материалов. Минус — нужно успеть все прочитать за месяц. Или пытаться копировать материалы.

Рассылки

Это курсы, состоящие из серии электронных писем. Причем это может быть законченная рассылка — например, серия из 50 писем на конкретную тему, за которые нужно заплатить конкретную сумму. Или бесконечный цикл — автор постоянно пишет новые, а вы платите, например, раз в месяц. Пока платите, будете получать письма. Простейшая аналогия для такого формата — подписка на газету.Подписывайтесь на еженедельный дайджест Русской Школы Управления
и получайте свежие статьи! Введите свой имейл в форму справа на странице.



В бесконечных рассылках существуют две механики:

  1. В одной вы получаете то письмо, которая написал автор в момент оплаты. Например, вы купили подписку на рассылку-дайджест — ежемесячные сборники полезных статей из конкретной отрасли. Если оплатили подборку в декабре, начнете получать письма с декабрьского выпуска.

  2. Вторая механика — это получение писем, начиная с самого первого. То есть рассылку запустили, например, в августе, а оплатили вы ее в декабре. Те, кто подписался в августе, получат в декабре уже пятое письмо из цикла. А вы, оплативший в декабре, только первое.

Плюс рассылок в том, что письма обычно не остаются без нашего внимания — мы получаем оповещения о новом письме на смартфон и стараемся всегда разбирать почту. Минус — обязаны подстроиться под периодичность, которую установил автор. Если письма приходят раз в неделю, придется ждать, раньше прочесть материал не получится.

Подкасты

Это аналог радиопередач, но в онлайне: заходите на сайт, включаете плей-лист аудиороликов и слушаете. Подкасты могут быть законченным курсом, например, несколькими учебными статьями в аудиоформате, или полноценной образовательной передачей, например, сборником интервью с экспертами.

Подкасты подходят тем, кто лучше воспринимает информацию на слух. Плюс, это удобно — можно слушать подкасты, например, на прогулке или занимаясь бегом.

«Книжная полка РШУ» — подкаст о классике мировой бизнес-литературы.
Слушайте обзоры книг от наших экспертов.


Сборники видео

Популярный формат онлайн-образования — видеокурсы. Это буквально набор видеороликов на конкретную тему. Таким курсом могут стать видеозаписи очных лекций из университетов. Или специально подготовленные в студии монологи экспертов.

С помощью видеокурсов можно развить разные навыки. Например, в Русской Школе Управления в таком формате проходят занятия для повышения квалификации финансовых директоров, мастер-классы по трудовому праву и даже тренинги личностного роста.

Плюс видеокурса — в таком формате можно наглядно показать и объяснить даже сложные действия. Студенты, слушающие видеолекции, погружаются в атмосферу учебного класса: кажется, что вы действительно присутствуете на занятиях, хотя на самом деле сидите дома перед компьютером. Еще один плюс — видеокурсы можно смотреть в любое время. Это удобно, если у вас загруженный график.

Смотрите также: Отрывок видеолекции о типах организационных структур


Вебинары

Это продвинутый формат видеокурсов — вы не просто смотрите ролик, но и можете пообщаться с экспертом. Вебинары проходят в прямом эфире, на платформах обычно доступны чаты. То есть вы пишете вопросы и замечания в текстовом поле, а спикер может отвечать на них.

Преимущество вебинара как формата — все плюсы видеокурсов и возможность получения быстрой обратной связи. Причем в отличие от очной лекции, спикера не перебивают нетерпеливые студенты, вопросы собираются во время его доклада в одном чате. А уже после рассказа преподаватель спокойно общается со студентами.

Минус формата — если вебинар популярный, могут возникнуть технические неполадки. Не все платформы способны выдержать нагрузку в несколько сотен зрителей. Еще вам нужен хороший интернет, смотреть вебинар в такси с помощью мобильной сети может быть некомфортно, трансляция будет обрываться.

Интерактивные тренажеры

Это ИТ-системы, с помощью которых студенты отрабатывают навыки — с сотнями упражнений и автоматической проверкой результата. Подобные тренажеры распространены в изучении иностранных языков и программировании.

Например, в курсе по веб-разработке студент будет писать код в специальном окне тренажера, и сразу видеть готовый результат его программы, словно он уже загрузил его на сервер.

Интерактивные тренажеры нужны не во всех отраслях. В большинстве случаях функцию проверки усвоенных знаний можно выполнить обычным тестированием — задавать вопросы и предлагать выбрать вариант ответа из нескольких.

Игры

Игры сейчас становятся отдельным форматом онлайн-обучения. Например, с помощью прохождения квестов можно научиться программированию на нескольких языках — такие игры предлагают сразу несколько ресурсов, например, CodeCombat или Ruby Warrior.

Судя по исследованию EdMarket, геймификация сейчас рассматривается как детский формат обучения — инвестиции отдают проектам, которые предлагают дошкольное и школьное обучение. Взрослые же используют в основном более традиционные форматы, такие как видео и статьи.

VR-технологии

Еще один тренд в онлайн-образовании — внедрение VR-технологий. Исследователи отмечают, что с помощью виртуальной реальности можно изучать любые практические навыки, воспроизводить интерактивные макеты дорогостоящего оборудования.

Например, в EchoPixel с помощью VR предлагают хирургам и диагностам голограмму тела пациента или отдельного органа. С помощью системы люди могут отработать врачебное вмешательство еще до операции. 

Также недавно компания Heineken на своем производстве в Нижнем Новгороде провела эксперимент по внедрению этого формата в обучение. На VR-тренажере «Первая помощь» максимальную эффективность показала комбинация двух форматов: VR и методический материал, причем в такой последовательности, когда сотрудник проходит обучение сначала именно в VR. 84% сотрудников, участвовавших в тестовом VR-обучении, предпочли бы и дальше использовать эту технологию и вовсе не прибегать к очному формату.

Комбинированные форматы

Подобное деление на форматы и виды онлайн-обучения — условность. Компании все больше используют комбинированный подход, чтобы у студентов был выбор. Например, можно подписаться на рассылку, состоящую не из статей, а из видеороликов. Или записаться на видеокурс, в котором часть лекций проходят в прямом эфире. Те же вебинары сейчас записывают — если не успели на встречу, скачивайте ролик потом или смотрите его онлайн.

Как добиться максимальной эффективности

Мы в Русской Школе Управления считаем, что главное в любом виде обучения — его эффективность. Если вам удобно, покупайте видеокурсы и смотрите ролики в любое время. Если любите общаться с преподавателем, записывайтесь на онлайн-курсы с вебинарами. Предпочитаете офлайн-встречи — используйте их.

Главное, чтобы любое образование приносило актуальный знания и эффективные навыки, полученные от практиков в вашей отрасли. 

Смотрите также: Форматы обучения в Русской Школе Управления



Повышайте уровень компетенций вместе с нашими экспертами, выбирайте направление и удобный формат обучения! Подробнее.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? , мы поможем!
Заявка на бесплатную консультацию
Хотите быть в курсе самых выгодных предложений и получать полезные материалы - *

*1 раз в неделю только самое важное и интересное из области бизнес-образования!

Заполните форму регистрации