Поиском эффективной системы тайм-менеджмента в наши дни заняты многие: ведущие медиа с завидной периодичностью публикуют статьи о том, что секрет успеха — вставать не позже 4:30 утра, как это делают известные миллионеры. Всем нам знакомы книги с названиями вроде «На пике возможностей», «Как работать по 4 часа в неделю» и «10 правил эффективности: Умнее, быстрее, лучше», а также сайты, полные лайфхаков по изъятию секунд из времени, которое занимают домашние дела. Существуют многочисленные приложения и устройства для того, чтобы максимально увеличить отдачу от рабочего дня, тренировок и даже сна; есть напитки, заменяющие прием пищи, вроде Soylent, позволяющие не тратить время на еду… Но можно ли обмануть время?
Дел всегда будет слишком много
Книга Оливера Беркмана «4 000 недель: Тайм-менеджмент для смертных»¹ предлагает взглянуть правде в глаза: время нашей жизни конечно, и в него мы можем уложить только ограниченное количество занятий и проектов. Ни одна система тайм-менеджмента уровня «бог» не поможет тому, кто смертен. Автор подсчитал, что фактически на все про все, включая личную жизнь и отдых, нам отведено в среднем всего 4 000 недель.
«Казалось бы, хоть кто-то из авторов, пишущих о продуктивности, должен принимать всерьез суровые факты о скоротечности жизни, а не притворяться, что на них можно просто закрыть глаза. Но не тут-то было», — пишет Беркман.
Однако, говорит он, пора посмотреть правде в глаза: дел всегда будет слишком много. Чем оперативнее вы будете отвечать на рабочую почту, тем больше писем вы станете получать; чем лучше вы справляетесь с рабочими заданиями, тем больше вам их поручат (ведь ваше начальство, естественно, предпочтет работать с теми, кто справляется с задачами быстро и эффективно). Мало того, когда мы зарабатываем достаточно, чтобы удовлетворить свои потребности, мы придумываем новые и стремимся к новому, более высокому уровню жизни. А чем лучше у нас машина и чем больше дом, тем дороже нам обходится их содержание, и мы вынуждены работать еще больше, да еще и волноваться, как бы все это не потерять. Хотя совершенно очевидно, пишет Беркман, что это абсурд: на протяжении почти всей истории человечества смысл богатства состоял как раз в том, чтобы не работать.
Из всего этого Беркман делает важный вывод, что продуктивность — это ловушка. Она лишь увеличивает занятость: сколько мы ни пытаемся «разобраться» с работой, она накапливается все быстрее. Никому за всю историю не удалось достичь баланса между жизнью и работой.
Совет, который дает Беркман — примите вещи такими, какие они есть: «...я не знаю ни одного приема тайм-менеджмента, пишет он, — который был хотя бы наполовину столь же эффективен, как простое принятие вещей такими, какие они есть на самом деле». Чем больше вы пытаетесь управлять своей жизнью, достичь над ней полного контроля и свободы от неизбежных ограничений человеческого существования, тем более напряженной и разочаровывающей становится жизнь. Но чем охотнее вы признаете факт ее конечности — тем она становится продуктивнее, насыщеннее и радостнее. Беркман называет это «парадоксом ограничений».
На практике признание ограниченности времени означает, что при составлении расписаний нужно иметь в виду: времени на все, что вы хотите сделать или чего от вас хотят другие, вам точно не хватит.
Зато вы можете перестать верить, что когда-нибудь решите проблему занятости, впихивая в свое время больше дел, и понять, что это только ухудшает ситуацию. Отбросив мысль, что это поможет вам обрести покой в будущем, вы с большей легкостью станете находить покой в настоящем, несмотря на чрезмерные требования: ведь ваше ощущение покоя больше не зависит от того, переделали ли вы все дела. Перестав верить, что с нехваткой времени можно справиться, не принимая сложных решений, вы сможете находить лучшие решения. Вы начнете понимать, что, когда дел слишком много — а их всегда будет слишком много, — путь к психологической свободе только один: смириться с ограничениями, отказаться от несбыточной надежды переделать все дела и сосредоточиться на том, чтобы сделать немногое, но по-настоящему важное.
Правильно расставляйте приоритеты
Беркман предлагает несколько советов, которые помогут правильно расставить приоритеты в работе и жизни и определиться с тем, что действительно важно:
1. «Фиксированный уровень» производительности. Многие руководства по повышению производительности подразумевают, что помогут вам сделать все важное. Но это невозможно, и мучительные попытки добиться этого только сделают вас более занятыми и добавят беспокойства. Лучше исходить из того, что трудный выбор неизбежен, и сосредоточиться на том, чтобы делать его сознательно и правильно.
Поможет любая стратегия ограничения работы, которой вы занимаетесь в данный момент. Но, возможно, самая простая из них — иметь два списка дел: «открытый» и «закрытый». «Открытый» список предназначен для всего, что у вас на повестке дня, и он, несомненно, будет ужасающе длинным. К счастью, выполнять все вам не нужно. Вместо этого перемещайте задачи из «открытого» списка в «закрытый», то есть в список с фиксированным количеством пунктов, не более трех. Смысл в том, что нельзя добавлять новую задачу, пока не будет выполнена предыдущая.
2. Дробите, дробите, дробите. Следуя той же логике, сосредоточьтесь на одном большом проекте (или самое большее, на одном рабочем и одном нерабочем проекте) и доведите его до конца, прежде чем переходить к следующему. Конечно, беспокойство из-за избыточного числа обязанностей или желаний будет побуждать вас приняться за все одновременно, но так вряд ли чего-нибудь добьетесь.
Вместо этого постепенно приучайте себя терпеть это беспокойство, сознательно откладывая все, что возможно, за исключением одного дела. Вскоре удовлетворение от завершения важных проектов начнет побеждать беспокойство, а поскольку вы будете заканчивать все больше из них, то беспокоиться станете меньше. Естественно, невозможно отложить абсолютно все. Вы не можете перестать оплачивать счета, отвечать на электронные письма или водить детей в школу. Но ;такой подход гарантирует, что во время работы над немногими крупными текущими проектами вы делаете только необходимые посторонние дела, а не хватаетесь за все подряд, лишь бы подавить беспокойство.
3. Сначала заплатите себе. Если вы считаете, что освободите время для главных занятий, побыстрее покончив с другими делами, вас ждет разочарование. Поэтому, если какое-то занятие действительно много для вас значит (например, творческий проект, а может быть, любовные отношения или достижение какой-то цели), есть только один способ найти для него время: сделать хоть что-то сегодня же, хоть немного, несмотря на то что вашего внимания требуют и другие большие задачи. Если вы намерены провести часть отпущенных вам 4000 недель за любимым делом, в какой-то момент нужно начать делать дела, которые нравятся.
4. Заранее решите, в чем потерпите фиаско. Вы обязательно в чем-нибудь потерпите неудачу, просто потому, что ваше время и энергия ограничены. Но большое преимущество стратегического отставания, то есть заблаговременного определения тех областей жизни, в которых вы не будете ожидать от себя совершенства, заключается в том, что вы более эффективно распределите это время и энергию. Захламленная кухня вызовет меньше беспокойства, если вы заранее выбрали «чистоту кухни» в качестве цели, которой будете посвящать минимум энергии.
5. Сосредоточьтесь на сделанном, а не только на том, что осталось доделать. Поскольку список дел бесконечен, нетрудно впасть в уныние и начать постоянно себя упрекать. Вы не можете быть довольны собой, пока все дела не сделаны, но они никогда не будут сделаны, поэтому вы никогда не сможете быть довольны собой. Скорее всего, как это ни печально, вы начинаете день с того, что подсчитываете «долги», которые обязаны погасить работой на износ, и надеетесь, что к вечеру сможете достичь хотя бы нулевого баланса.
Противопоставьте этому «список завершенных дел»: утром берите чистую страницу и постепенно заполняйте ее тем, что вы делаете в течение дня. Каждая запись — еще одно приятное напоминание о том, что вы могли бы, в конце концов, вообще не сделать за день ничего конструктивного, а вместо этого вон сколько сделали!
6. Используйте скучные технологии с единственной функцией. Отвлекающие факторы цифрового мира так соблазнительны потому, что они дают возможность сбежать туда, где не действуют неприятные человеческие ограничения. В Сети вы никогда не будете скучать, и никто не станет ограничивать вашу свободу действий, чего нельзя сказать серьезной работе. Однако с этой проблемой можно бороться. Сделайте свои гаджеты как можно более скучными: удалите приложения социальных сетей и, если отважитесь, даже электронную почту, а затем переключите экран с цветного на черно-белый.
7. Ищите новизну в обыденном. С возрастом кажется, что время ускоряется и чем меньше недель нам остается, тем быстрее мы их теряем. Это удручает, но, оказывается, подобные отрицательные эмоции можно притупить или вовсе от них избавиться. Дело в том, что наш мозг кодирует проходящие годы на основе количества информации, которую мы обрабатываем за тот или иной промежуток времени. Детство состоит из множества новых впечатлений, и по воспоминаниям кажется, что оно длилось вечно. Но чем старше мы становимся, тем однообразнее делается жизнь: мы оседаем на одном месте, приобретаем постоянный узкий круг общения и работу — и новизна постепенно исчезает.
Стандартный совет, как с этим бороться, — наполнять жизнь новыми впечатлениями. Это действенный способ. Правда, он может усугубить другую проблему — экзистенциальную перегрузку. Более того, это непрактично: если у вас есть работа или дети, рутина в жизни неизбежна, а возможность путешествовать в ;экзотические страны есть не у всех. Альтернатива в том, чтобы уделять больше внимания каждому моменту, каким бы обыденным он ни был: находить новизну не в чем-то радикально ином, а в более глубоком погружении в ту жизнь, которая у вас уже есть. В этом может помочь медитация. Помогают и прогулки без цели, просто чтобы посмотреть, куда вас приведет та или другая дорожка, и поездка на работу новым маршрутом, а также занятия фотографией или наблюдение за птицами, зарисовки природы или ведение дневника, игра в «Я вижу...» с ребенком. Словом, все, что позволяет обратить больше внимания на происходящее здесь и сейчас.
8. Будьте любопытны в непрофессиональной жизни. Желание с уверенностью управлять своим временем вызывает многочисленные проблемы в любовных и семейных отношениях. Здесь оно проявляется не только в откровенном контролирующем поведении, но и в боязни брать на себя обязательства, неспособности слушать, скуке и стремлении к такой степени единоличного владения своим временем, что за ней можно упустить обогащающий опыт общения. Когда вам становится трудно или скучно, попробуйте сознательно занять позицию любопытного наблюдателя, цель которого не в том, чтобы достичь конкретного результата или доходчиво объяснить свою позицию, а выяснить, что за человек находится рядом с вами.
9. Не откладывайте щедрость на потом. Каждый раз, когда у вас возникает побуждение совершить щедрый поступок — дать кому-то денег, позвонить другу, написать хвалебное письмо о чьей-то работе, — делайте это сразу, не откладывая на потом. Редко случается, что мы не поддаемся таким порывам потому, что скупимся или сомневаемся: чаще всего это имеет непосредственное отношение к нашему желанию контролировать время. Мы говорим себе, что вернемся к этому, когда закончим срочную работу или когда у нас будет достаточно свободного времени, чтобы сделать это с умом; или что нужно сначала поискать самый достойный объект для благотворительного пожертвования и т. д.
10. Практикуйтесь в ничегонеделании. «Я говорил нередко, что все человеческие несчастья имеют один корень: неумение спокойно оставаться у себя в комнате», — писал Блез Паскаль. Если мы хотим правильно распорядиться своими 4000 недель, умение ничего не делать незаменимо. Потому что если вы не можете выносить дискомфорт бездействия, то, скорее всего, распоряжаетесь временем неправильно, так, чтобы просто чувствовать, что действуете. В итоге вы выбираете для себя либо отчаянные попытки поторопить действия, которое ускорить нельзя, либо чувство, что вы должны тратить каждое мгновение продуктивно, на служение будущим целям, тем самым откладывая удовлетворение до времен, которые никогда не наступят.
А если вы спросите себя — каким должен стать мой следующий шаг? Лучше всего на ваш вопрос ответит Карл Густав Юнг: если вы идете по личному пути — пути, который создаете для себя сами, который никем не предписан, неизвестен вам заранее и возникает сам по себе, просто когда вы ставите одну ногу перед другой, — просто спокойно делайте следующее самое необходимое дело.
¹Оливер Беркман: «4000 недель: тайм-менеджмент для смертных»: Альпина Паблишер, Москва, 2023