Для оценки репутации работодателя можно использовать SWOT-анализ. Мой опыт преподавания показывает, что, к сожалению, не все HR-специалисты точно знают об этом маркетинговом инструменте и о том, как его можно применить в HR-практике.
Существует стереотип, что объектом SWOT-анализа может быть только продукт, бренд, торговая марка, компания, социально-экономические объекты (отрасли экономики, регион, город). На самом деле SWOT-анализ — это универсальный метод, который применим в разных сферах экономики и управления, поэтому его можно адаптировать и к HR-задачам, в том числе оценить предприятие/компанию как работодателя.
Чтобы использовать SWOT-анализ, специальные знания и узкопрофильное образование не нужно.HR-специалисты могут использовать SWOT-анализ для оперативной оценки и как элемент стратегического планирования на длительный период. Задача метода — дать структурированное описание ситуации, относительно которой нужно принять какое-либо решение. Выводы, сделанные на его основе, имеют описательный характер без рекомендаций и расстановки приоритетов.
Принципы SWOT-анализа
Основа SWOT — выявление факторов внутренней и внешней среды организации и разделение их на четыре категории:
-
S (Strengths). Сильные стороны — свойства компании, проекта или коллектива, дающие преимущества перед другими в отрасли.
-
W (Weaknesses) Слабые стороны — свойства, ослабляющие проект, компанию, коллектив.
-
O (Opportunities) Возможности — внешние вероятные факторы, дающие дополнительные возможности по достижению цели.
-
T (Threats) Угрозы — внешние вероятные факторы, которые могут осложнить достижение цели.
Сильные (S) и слабые (W) стороны являются факторами внутренней среды объекта анализа (то есть тем, на что сам объект способен повлиять); возможности (O) и угрозы (T) являются факторами внешней среды (то есть тем, что может повлиять на объект извне и при этом не контролируется объектом).
Например, предприятие предоставляет сотрудникам ДМС и корпоративный транспорт — это факторы внутренней среды, но закрытие ближайшей станции метро или появление нового конкурента — это факторы внешней среды.
Как использовать SWOT-анализ
Некоторые эксперты критикуют SWOT-анализ за то, что он эффективен при осуществлении начальной оценки текущей ситуации, однако не может заменить выработку стратегии или качественный анализ динамики.
SWOT-анализ — необходимый обязательный предварительный этап исследования репутации работодателя. Он дает базовые данные, которые можно использовать при выборе, разработке стратегии построения и продвижения HR-бренда.
Примеры описательных характеристик, которые могут быть выявлены в результате первичного SWOT-анализа компании как работодателя.
Сильные стороны
-
Лидер рынка.
-
Высокая узнаваемость бренда компании.
-
Стабильное финансовое положение.
-
Профессиональный менеджмент.
-
Белая схема выплата заработной платы.
-
Конкурентоспособная заработная плата.
-
Достойный соцпакет.
-
Возможности обучения и карьерного роста.
-
Дружный коллектив.
-
Территориальная доступность.
-
Проведение рекламной кампании продукта.
Слабые стороны
-
Компания недавно на рынке.
-
Слабая узнаваемость бренда.
-
Не отлажены внутренние бизнес-процессы.
-
Конфликты в коллективе.
-
Серая схема выплаты заработной платы.
-
Заработная плата ниже рынка.
-
Минимальный соцпакет.
-
Нет возможностей для обучения и карьерного роста.
-
Нет столовой.
-
Невыгодное расположение офиса.
Возможности
-
Выход компании в регионы в ближайшее время.
-
Улучшение финансовой стабильности за счет заключения стратегического контракта с госзаказчиком.
-
Получение субсидии на обучение со стороны госагентства занятости.
-
Победа в конкурсе «Лучший работодатель года», «Компания года».
-
Позитивное отношение СМИ к компании.
-
Запуск дополнительного автобусного маршрута в районе офиса.
-
Открытие недорогого кафе рядом с офисом.
Угрозы
-
Высококонкурентный рынок.
-
Изменение законодательства.
-
Изменение курса валюты.
-
Расторжение договора аренды офиса (переезд).
-
Повышение цен на составляющие соцпакета.
-
Трудовой спор с бывшим сотрудником (трудинспекция, суд).
-
Негативные публикации в СМИ.
-
Закрытие на ремонт ближайшей станции метро.
-
Мощная рекламная компания конкурента.
Что делать с данными
Матрица первичного стратегического SWOT-анализа компании как работодателя поможет HR-специалистам правильно составить уникальное ценностное предложение для соискателей и сотрудников. С ее помощью можно оценить возможные риски, по которым работодатель может «просесть» на рынке труда по сравнению с конкурентами. Информацию о сильных сторонах и возможностях можно использовать для эффективного продвижения HR-бренда. Данные об угрозах и возможностях обязательно нужно учитывать при корректировке социального пакета (например, закрывают на ремонт станцию метро — работодатель организует корпоративный транспорт), проведении PR-мероприятий компании как работодателя.
Выводы
-
SWOT-анализ можно использовать для текущей оценки репутации работодателя. Это обязательный предварительный этап исследования.
-
Не все эйчары об этом знают, но, такой метод работает не только в маркетинге. Чтобы его применять, не нужна специальная подготовка.
-
Основной принцип SWOT — выявление факторов внутренней и внешней среды организации и деление их на четыре категории. Выводы, которые мы делаем на его основе, имеют описательный характер.
-
Полученные данные можно использовать при подготовке уникального ценностного предложения для кандидатов и работников, продвижения бренда работодателя, проведении PR-мероприятий.
Коллеги, поделитесь своими методами и способами работы с брендом работодателя. Напишите в комментариях к статье!
Курсы по управлению персоналом от преподавателей-практиков в Русской Школе Управления. Подробнее.