Три стратегии поиска работы: какую выбрать

Три стратегии поиска работы: какую выбрать

Поиск нового работодателя может сорваться из-за неправильно выбранной стратегии, точнее, оттого что она не выбрана вовсе и процесс идет бесконтрольно. HR-эксперт, карьерный консультант из консалтинговой группы «Лестница» Ирина Князева разобрала три подхода, которые можно использовать, когда оказываешься на рынке труда.
555

Как правило, соискатели только публикуют свое резюме на работном сайте, откликаются на вакансии, некоторые отправляют свои CV еще и в кадровые агентства и иногда используют личные связи. Эти источники вакансий на практике работают, и рано или поздно человек найдет новое место. Но если соискатель хочет устроиться в компанию, в которой у него будут амбициозные задачи, расширенные функции и более высокая оплата труда, то такой подход малоэффективен и не приводит к желаемому результату.

Единой эффективной стратегии поиска работы, которая подойдет всем под разные задачи и ситуации, не существует. Однако можно определить три основных способа трудоустройства.

Содержание:

Пассивная стратегия

Активная стратегия

Проактивная стратегия

Пассивная стратегия

Это самый простой подход, который предполагает минимум усилий со стороны соискателя. При использовании пассивной стратегии соискатели размещают свое резюме на сайте по поиску работы и ждут откликов работодателей. При этом соискатели не просматривают и не откликаются на вакансии, а только ждут реакции компаний и, если им поступают интересные предложения, идут на собеседование.

Кому подходит:

  1. Тем, кто полностью удовлетворен своей работой и ничего не хочет менять, но готов рассмотреть интересное предложение с более амбициозными задачами и вознаграждением.

  2. Кандидатам, которые обладают востребованным на рынке труда набором компетенций, экспертам в узкой сфере.

  3. Востребованным кандидатам, которые находятся в категории «Рынок соискателя».

Рынок соискателя — это дефицит рабочей силы, то есть, когда предложений (вакансий) много, а кандидатов (соискателей) мало. Тогда соискатель выбирает работодателя из множества разных предложений. За такими кандидатами компании охотятся.

Если вас периодически хантят, то есть, примерно раз в полгода приходят предложения от рекрутеров, то вы именно тот кандидат, что находится в категории «рынок соискателя» и обладаете востребованными компетенциями. В этом случае подойдет пассивная стратегия поиска работы, но только если вы хотите оставаться в своей сфере.

Получите бесплатно книгу издательства Русской Школы Управления «Как не сгореть на работе. Управление стрессом в условиях многозадачности» в удобном формате EPUB
Автор — бизнес-консультант, психолог Елена Игнатьева. Эта книга поможет вам больше узнать о стрессе многозадачной работы, понять его механизмы, освоить приемы и техники профилактики стресса, научиться управлять стрессовыми состояниями и минимизировать их негативные последствия.

Чтобы оценить востребованность своих компетенций, следите за рынком труда и проводите ревизию знаний и навыков, а также анализируйте запросы работодателей, планируйте обучение и развитие.

Пассивная стратегия также подойдет кандидатам, которые не торопятся с поиском работы, хотят какое-то время отдохнуть и не спеша рассматривать вакансии, имея пассивный доход или подушку безопасности, которые позволяют поддерживать необходимый материальный уровень. При пассивной стратегии выгодного предложения можно ждать ни один месяц и в итоге так его и не дождаться.

Активная стратегия

Этот подход предполагает регулярные активные действия по разным направлениям, использование нескольких инструментов и каналов поиска работы одновременно. Используя активную стратегию, соискатель не только ждет откликов от работодателей, но и сам ищет интересные предложения на разных ресурсах: работных сайтах, сайтах компаний, в кадровых агентствах, социальных сетях, мессенджерах. Он занимается нетворкингом, посещает профессиональные сообщества и мероприятия.

Активная стратегия поможет решить задачу по поиску работы значительно быстрее, чем пассивная, но потребует больше ресурсов. Однако при активном поиске соискатель может получить несколько вариантов развития событий, разные цели и роли, возможности упаковать себя как эксперта. Кандидат создает резюме под каждую цель и роль, а также адаптирует его под запросы каждого работодателя.

Кому подходит:

  1. Соискателям, которые профессионально выросли, изменились и хотят идти дальше, но нынешняя компания не позволяет это сделать.

  2. Соискателям при карьерном переходе в другую индустрию, профессию, должность.

  3. Тем, чьи компетенции не дотягивают до требований компании.

  4. Молодым специалистам без опыта работы.

  5. Тем, кому нужно в кратчайшие сроки найти новое место работы.

Преимущество активной стратегии поиска работы – высокая эффективность.

Проактивная стратегия 

В основе пассивной и активной стратегий лежит отклик на существующие вакансии, то есть, у компании-работодателя уже есть потребность и сформированный запрос на определенного специалиста, который должен решать определенные задачи бизнеса.

Проактивная («агрессивная») стратегия предполагает формирование кандидатом своего профессионального образа, который он продает компании, нанимающему менеджеру как продукт. При использовании активной стратегии у вас нет задачи кастомизировать себя под вакансию, чтобы соответствовать задачам вакантной должности. Ваша цель — найти на рынке того, кто максимально заинтересован в комплексе ваших компетенций.

Поиск работы при использовании проактивной стратегии может длиться долго, как и при пассивном подходе, и быть ресурсозатратным, как в случае активной стратегии. Но результат удовлетворит ваши внутренние профессиональные потребности, амбиции и материальные запросы.

Одна из тактик поиска работы — отправка резюме в интересующие компании причем неважно, есть у них открытые вакансии для вас или нет. Главное — эти компании должны быть вам интересны с профессиональной стороны, а вы знаете, что будете полезны им, сможете решать определенные бизнес-задачи.

Зачем отправлять резюме в компанию, если нет вакансии? Потому что ваше обращение к работодателю облегчит и упростит ему процесс найма. В компании вашей мечты может быть вакансия, которую они еще не опубликовали в открытых источниках или, возможно, назрела потребность в таком специалисте, как вы, но еще не сформирован запрос. В таком случае вы окажетесь впереди других соискателей.

Пример из опыта

Я работала ведущим менеджером по подбору персонала в крупном холдинге. Периодически ко мне подходил руководитель подразделения Х, когда у него случался аврал, и просил, чтобы я быстро нашла ему помощника, «вот прямо вчера». При этом заявка на подбор еще не была сформирована, вакансия не публиковалась в открытых источниках. Я сама искала резюме на работном сайте, но до собеседований дело не доходило, так как через несколько дней авральная стадия в подразделении Х заканчивалась, и его руководитель отменял поиск. Так продолжалось на протяжении полугода.

Однажды мне пришел имейл с резюме. В сопроводительном письме соискатель не претендовал на какую-то определенную должность, он написал, чем может быть полезен именно нашей компании и чем ему интересно заниматься. Сопроводительное письмо побудило меня открыть и прочитать резюме, в результате я окончательно убедилась, что этот соискатель — идеальный кандидат на позицию помощника в подразделении Х. На тот момент в подразделении Х аврала не было и потребности в помощнике тоже, но я решила показать резюме руководителю, после чего этот соискатель был принят на работу.

Таким образом, этот соискатель использовал проактивную стратегию поиска и получил должность в престижной компании, в которой не было открытой вакансии. Он стал первым и единственным кандидатом на эту позицию.

Чтобы заинтересовать работодателя, нужна правильная самопрезентация, а для этого следует иметь точное представление о компании и о том, какой вклад в вы могли бы внести. Проактивная стратегия эффективна потому, что позволяет получить работу до того, как вакансия будет опубликована в открытых источниках и о ней узнают тысячи других соискателей.

Кому подходит:

  1. Кандидатам с большим опытом в разных индустриях и функциях, которые готовы применять его для решения задач в определенной компании.

  2. Кандидатам, которые достигли потолка в своей текущей роли и готовы к дальнейшему росту.

Проактивная стратегия основывается на нетворкинге и коммуникациях: прямой поиск по компаниям (выход на лиц, принимающих решение), бизнес-мероприятия, профессиональные мероприятия, выставки, конференции.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!