Симуляторы обучения как образовательный тренд

Симуляторы обучения как образовательный тренд

В социальных проектах, бизнесе, экономике симуляторы могут спасти управленцев от ошибочных решений, сократить финансовые издержки и предотвратить реализацию заведомо провальных проектов. На волне всеобщей геймификации рабочих процессов новый всплеск интереса к теме симуляторов заметен в сфере бизнес-образования и дополнительного обучения.
1203

Прежде чем сесть за штурвал самолета, пилот обязан «налетать» необходимое количество часов на тренажере, имитирующем реальные рабочие условия. Так летчик отработает максимальное количество нештатных ситуаций без тяжелых последствий. Похожие технические симуляторы есть, например, для водителей или инженеров. По мере развития ИТ-технологий повышается уровень реалистичности имитаций, растет количество заложенных в них сценариев. Даже медики уже могут отрабатывать операции на органах с помощью интерактивных моделей, которые дают намного больше «обратной связи», чем классические учебные макеты.

Содержание:

Сначала были игры

Симуляторы в обучении

Не только продажи

Сначала были игры

Истоки современных продуктов в категории «бизнес-симуляторы» находятся в области стратегических игр, в которых участникам предлагается на время погрузиться в вымышленную реальность и создать в ней рентабельный бизнес. Мир может быть любым, а игровые сценарии будут имитировать традиционные деловые процессы: разработку и производство продукта, маркетинг, переговоры, сделки, логистику и прочее. Например, в игре Planet Zoo пользователь должен привести к коммерческому успеху зоопарк, в котором содержится более 70 животных. Такие симуляторы рассчитаны на широкий круг пользователей, а в основе сценариев лежат типовые кейсы и транзакции.

Получите бесплатно образец должностной инструкции менеджера по обучению и развитию персонала

Со временем крупные корпорации, а за ними и остальной бизнес, захотели адаптировать массовое решение к собственным задачам. Профессиональные менторы составляли задания и продумывали механики уже на основе специфики отраслей, в которых работали заказчики. Так сотрудники могли отработать варианты взаимодействия в знакомых реалиях и получить больше практической, а не теоретической пользы. Также появились профильные бизнес-симуляторы, сюжеты которых сформированы уже на реальных кейсах компании. На таких тренажерах, как правило, занимаются в корпоративных университетах.

Один из старейших продуктов на рынке симуляторов для образования — «Виртономика» — выпускается в трех вариантах: пошаговая экономическая стратегия, обучающий бизнес-тренажер и облегченная развлекательная игра.

Симуляторы в обучении

Сегодня в деловой среде прослеживается устойчивый тренд на геймификацию рабочих и образовательных процессов. Согласно некоторым исследованиям, игровая форма помогает усваивать знания на 30% лучше. В 2022 году компания Skillbox объявила о запуске курсов, слушатели которых разрабатывают стратегии и решают реальные рабочие брифы партнеров проекта.

Главные задачи бизнес-симулятора — безболезненная практика и усвоение теории через действия. Например, известный симулятор Second Life позволяет создавать прототипы предприятий, тестировать идеи и бизнес-модели. А программа Marketing Simulations «прокачивает» пользователей в одном из самых востребованных сегодня направлений онлайн-продвижения товаров и развития маркетплейсов.

Однако большинство иностранных решений не учитывают российские экономические реалии, а значит, результат, полученный менеджерами, будет необъективным. Поэтому нередко учебные заведения и корпорации создают собственные продукты или обращаются к отечественным разработчикам. Например, в Институте отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС студенты занимаются на тренажере «Управление корпорацией», модель которого собрана на основе данных, полученных от ведущих заводов и производств Москвы и Московской области. Игроки осуществляют закупки, подписывают контракты, разрабатывают позиционирование продуктов и решают другие задачи цикла.

НИУ ВШЭ сделала онлайн-симулятор частью образовательного курса «Коммуникации, основанные на данных». Университет адаптировал под свои нужды базовый продукт, в котором уже было более 250 кейсов и задач для тестирования гипотез и оттачивания коммуникативных навыков.

Директора гипермаркетов OBI учатся руководить магазином в системе «Ритейл менеджер». За время обучения участники программы решают более 70 кейсов, часть из которых реализована в формате диалогов. С одной стороны, это пошаговая отработка управленческих навыков, а с другой — объективная система оценки менеджерских компетенций.

А вот в ОЭЗ «Алабуга» подошли к вопросу бизнес-симуляций иначе и вместо реальных кейсов предлагают соискателям продавать и покупать котов. Так компания пытается отобрать кандидатов со стратегическим мышлением и развитыми «мягкими навыками».

Чтобы плавно ввести новое направление «Сервисный менеджер», Сбер внедрил бизнес-симулятор, в котором сотрудники в процессе взаимодействия с моделями клиентов могут вывести оптимальные алгоритмы действий. Компания решила тиражировать часть опыта использования корпоративных симуляторов вовне и создала бизнес-игру для начинающих предпринимателей. Пользователям надо ввести стартовый капитал и количество клиентов, а затем преумножить их.

Не только продажи

Динамика развития биг дата и нейросетей открывает блестящие перспективы перед рынком образовательных тренажеров. Например, CHAT GPT способен проанализировать, что говорит пользователь, и построить диалог с учетом ранее сообщенных сведений. Эта технология может дать толчок категории симуляторов свиданий и хороших отношений, задача которых — помочь пользователям научиться результативному общению. Такие «тренажеры» могут быть полезны для тренировки педагогов и сотрудников, отвечающих за поддержку клиентов или переговоры.

Участники Всемирного экономического форума в Давосе на 75 часов почувствовали себя вынужденными переселенцами и прошли все тяготы адаптации в незнакомой стране в рамках нашумевшего гуманитарного симулятора «Один день из жизни беженца». По задумке организаторов такой перфоманс может стимулировать принятие релевантных решений в области миграционной политики.

Согласно прогнозам, общий рынок симуляторов (технических, деловых, социальных, гуманитарных и прочих) вырастет до 28,78 млрд долл. к 2030 году. Сегодня бизнес заинтересован в еще более «точечной» адаптации симуляторов: от развития навыков стратегического мышления в целом интерес смещается к отработке «на тренажере» буквально одного-двух навыков менеджера. Возможно, в будущем в учебных заведениях и корпоративных университетах нас ждут полноценные «ментальные спортзалы».

 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!