На протяжении последних нескольких десятилетий бизнес-школы правили миром. По оценке Ассоциации по развитию школ бизнеса (Association to Advance Collegiate Schools of Business), уже в 2011 году в мире насчитывалось более 13 000 бизнес-школ, из них только в Индии — 3000. Актуальных данных о количестве учебных заведений в 2024 году нет.
Учеба в бизнес-школе автоматически воспринималась как последний решающий шаг на пути к серьезным должностям, зарплатам, успеху. Считалось, что люди с этим образованием лучше других знают, как управлять бизнес-процессами и приносить компаниям прибыль. Однако в последние годы — и в особенности после пандемии — не смолкает поток критических голосов в адрес бизнес-школ, в том числе от самих преподавателей. Более всего их упрекают в семи «грехах», о которых мы поговорим в этой статье.
Содержание:
— Высокая стоимость образования
— Преобладание теории над практикой
— Оторванность от рынка и технологий
— Морально-нравственные ориентиры «старого образца»
— Почему стоит выбрать Русскую Школу Управления
Высокая стоимость образования
Это, наверное, самый страшный грех, в котором упрекают бизнес-школы, притом что качество получаемых знаний не всегда оказывается на высоте. Высокие цены дают побочный эффект: в погоне за платежеспособными студентами школы сражаются за самый высокий рейтинг, что временами приводит к манипуляциям, а качество обучения от этого только теряет.
Преобладание теории над практикой
Такой перекос приводит к жалобам работодателей на то, что выпускникам не хватает практических навыков. При этом в самих бизнес-школах встречаются преподаватели, которые никогда не работали в бизнесе, но обучают, как его вести.
Зацикленность на прибыли
В последние годы бизнес-школы все больше упрекают в том, что обучение чрезмерно сосредоточено на получении прибыли для компаний, тогда как мир от финансового капитализма уже шагнул к потребительскому, где во главу угла больше не ставится прибыль акционеров. Многое из того, чему привыкли обучать в бизнес-школах, новыми поколениями воспринимается как неэтичное: так, обращение с налогами — это не только поиск лучших путей обхода налогов, а целью маркетинга не должно быть навязывание новых желаний потребителю.
Бустеризм
Преподаватели продвигают компании, которые нанимают их консультантами или поддерживают другими способами, тогда как, напротив, должны быть более независимыми от корпораций и стараться менять бизнес-среду к лучшему, продвигая лучшие бизнес-практики.
Оторванность от рынка и технологий
К этому приводят недостаточное изучение рынка труда и плохой контакт с потенциальными работодателями. Зачастую учебные организации не успевают за нуждами бизнеса, а значит, не готовят тех специалистов, которые реально нужны компаниям. Кроме того, бизнес-школы с их исторически сложившимися программами не всегда успевают за изменениями бизнес-среды и появлением новых технологий.
Курсы МВА в корпоративном формате: 30+ готовых программ обучения
- Подберем программу под потребности вашей компании: МВА для всех сотрудников малого и среднего бизнеса, крупных корпораций и государственного сектора.
- Научим решать задачи бизнеса с минимальными затратами.
Традиционные бизнес-школы сталкиваются с конкуренцией со стороны онлайн-университетов, которые зачастую быстрее успевают за изменениями: за последнее время кратно возросло количество программ онлайн-школ, предлагающих курсы без получения степени, хорошо адаптированных к конкретным регионам и потребностям работодателя. Это оказывает давление на бизнес-школы, заставляя их быстрее внедрять инновации, задумываться о краткосрочных сертификатах и предоставлении образования в более удобной форме.
Высокий уровень стресса
Конкуренция и необходимость (зачастую) совмещать учебу с работой оказывает не лучшее влияние на ментальное здоровье студентов.
Кстати, первые бизнес-школы появились вовсе не в США. Они возникли в Европе в XVIII веке и стали достаточно распространены в ней с начала XIX века. Прообразом бизнес-школ считается португальская Aula do Comércio в Лиссабоне, основанная в 1759 году, — первое специализированное учебное заведение в мире, обучающее бухгалтерии. Именно она стала прообразом бизнес-школ. А старейшей полноценной бизнес-школой в мире принято считать École supérieure de commerce de Paris — Высшую школу коммерции, открытую в Париже в 1819 году.Морально-нравственные ориентиры «старого образца»
В 2022 году газета Financial Times опубликовала данные исследований, которые показывают, что 70% представителей поколения Z хотят жить в соответствии с идеалами общества, в котором больше времени уделяется социальным вопросам, и обращать больше внимания на экологию. То же касается и миллениалов. Возможно, в России эта тенденция еще не настолько явно заявила о себе, но в США и Европе она уже диктует бизнес-школам свои правила и стимулирует их меняться.
Вместе с тем не стоит забывать, что едва ли не главная ценность, которую предлагают бизнес-школы — это знакомства, которые могут остаться с вами на всю жизнь, и обмен опытом с сокурсниками, уже успевшими добиться многого на своих поприщах. Пожалуй, пока существуют эти плюсы, бизнес-школы не стоит списывать со счетов.
Почему стоит выбрать Русскую Школу Управления
Мы следим за отечественными и мировыми трендами, запросами клиентов и корректируем учебные программы в соответствии с ними. Курсы в РШУ — это:
-
70% практики и только 30% теории.
-
3 учебных формата: очный, онлайн и дистанционный.
-
Нетворкинг.
-
87% наших преподавателей являются действующими специалистами ведущих компаний.
-
85% клиентов возвращаются к нам вновь.
-
95% слушателей отмечают удобство обучения на курсах.
-
93% слушателей используют полученные знания на практике.
-
72% выпускников продвинулись по карьерной лестнице.