Пресс-секретарь — уникальная профессия. От ее представителя требуются креатив, аналитические способности, хладнокровие, умение быстро наладить хорошие отношения с журналистами, выявить лидеров мнений. Карьерные перспективы на этой должности огромные — ведь пресс-секретарь нужен любому влиятельному предпринимателю и руководителю, вплоть до президента.
— Чем занимается пресс-секретарь
— Что должен уметь пресс-секретарь
Кто такой пресс-секретарь
Пресс-секретарь — это специалист, который представляет интересы частного лица или госслужащего при общении со СМИ. Кроме того, в работу пресс-секретаря обычно входит любые взаимодействия там, где требуется информационная коммуникация. Проще говоря, пресс-секретарь общается от лица руководителя со СМИ, дает комментарии, договаривается о размещении публикаций в медиа.
Обязанности пресс-секретаря сходны с обязанностями пиар-специалиста — итоговой задачей обоих является формирование нужного информационного поля и донесения позиции руководителя до представителей медиа-пространства. Но работа пиар-менеджера все же шире — если первый сосредоточен на коммуникациях с прессой, то PR — это все же общее название взаимодействия с обществом, в том числе через СМИ.
Учебные программы по теме
Пресс-секретарь сейчас занимается не только общением с журналистами — за счет развития отдельных медиа и блогеров в обязанности секретаря также входит коммуникация с любыми лидерами мнений. Например, типичный день пресс-секретаря может выглядеть так:
-
Утром он собирает данные о публикациях, делает отчет об информационном фоне.
-
На планерке с руководителем предлагает информационные поводы, которые стоит донести до СМИ.
-
Общается с представителями других отделов, готовит пресс-релизы, рассылает их по СМИ.
-
Полдня тратит на проведение пресс-конференции, где сопровождает руководителя и помогает тому общаться с журналистами.
-
Завершает день подготовкой отчета о быстрых публикациях после конференции и рассылки релизов.
Главная цель пресс-секретаря — сделать так, чтобы СМИ и другие лидеры мнений корректно передали позицию его нанимателя.
Чем занимается пресс-секретарь
В должностной инструкции пресс-секретаря обычно содержится несколько десятков обязанностей, которые он должен исполнять параллельно. Поэтому от представителя этой профессии обычно требуют высоких организаторских качеств. Например, вот что должен делать практически любой секретарь по связям с общественностью:
-
Анализировать медиапространство.
-
Создать пул журналистов и лидеров мнений, через которых можно быстро и корректно транслировать позицию нанимателя.
-
Организовать и проводить встречу нанимателя с журналистами, блогерами и представителями общественных организаций.
-
Писать пресс-релизы, комментарии, статьи от лица нанимателя.
-
Выступать с заявлениями от лица компании и руководителя, делать опровержения данных из СМИ и других медиа при необходимости.
-
Организовывать и проводить пресс-конференции.
-
Вести мониторинг информационного поля.
Задача пресс-секретаря в целом — поддерживать положительный имидж руководителя в глазах общественности с помощью публикация в СМИ.
Что должен уметь пресс-секретарь
Обычно от пресс-секретаря требуют опыта написания статей, новостей и комментариев в СМИ, подготовки пресс-релизов. Плюс множества контактов с представителями медиа и СМИ, которые активно интересуются деятельностью нанимателя. Однако для замещения должности сейчас этого уже недостаточно. Вот в чем стоит подробно разобраться:
-
Организация PR-мероприятия: знать классические и другие форматы событий, уметь составить общую стратегию компании в ивент-сфере, выбрать подходящую форму и организовать встречу со СМИ.
-
Понимать, когда нужно и не нужно делать пресс-конференцию, предотвращать потенциальные проблемы при общении руководителя со СМИ.
-
Знать, как и когда стоит сделать пресс-ланч, пресс-завтрак, пресс-ужин.
-
Понимать особенности организации пресс-туров для журналистов и блогеров.
-
Уметь проводить экскурсии, презентации, круглые столы и дискуссии.
Кроме того, современный пресс-секретарь должен разбираться в организации флешмобов, челленджей и других вирусных мероприятий. Важно понимать, как поддерживать мероприятия, разбираться в рекламных форматах и использовать их, ставить задачи подрядчикам.
В обязанности пресс-секретаря обычно входит работа с социальными сетями:
-
Нужно знать основные особенности разных соцсетей и тематических площадок, механизмы работы и алгоритмы охвата.
-
Понимать основные этапы работы с соцсетями: составление стратегии, разработка контент-плана, комьюнити-менеджмент, работа с возражениями.
-
Желательно уметь запускать рекламу: понимать принципы создания рекламных кампаний, их ведения и анализа.
-
Полезно разбираться в инфлюенс-маркетинге, уметь выбирать блогеров для сотрудничества.
Есть и общие требования: важно уметь организовать себя и людей вокруг, иметь развитые мягкие навыки и эмоциональный интеллект. В идеале важно владеть системами аналитики, уметь изучать данные и интерпретировать их. В вакансиях часто встречаются требования знать английский язык, опыт в журналистике и в маркетинговых коммуникациях, интерес к сфере, в которой действует компания-наниматель.
Как стать пресс-секретарем
Распространенный путь на позицию пресс-секретаря: работа помощником руководителя, после повышения квалификации и переход на новую должность. Другой вариант — поработать в СМИ 1—2 года и затем перейти в пресс-службу. Без опыта работы можно попробовать стажировки — такие организуют в компаниях, где задачи пресс-секретаря выполняет не один человек, а целый отдел по связям с общественностью.
Если вы хотите стать пресс-секретарем, полезно будет окончить курс повышения квалификации. Например, такая программа есть у Русской Школы Управления: за три дня онлайн-трансляции можно разобраться в тонкостях профессии и получить инсайты и лайфхаки для работы от практикующих экспертов.