Существует мнение, что PR — это инструмент продвижения крупных компаний, а для хорошего PR нужен штатный специалист или агентство-партнер. Это стоит дорого, результаты не определены, а значит, инвестировать средства в развитие собственного имиджа не стоит. Всегда ли это так? И как можно выстроить экономичную PR-кампанию небольшому бизнесу?
Содержание:
Публикации в СМИ
В классическом понимании PR включает активную работу со СМИ. Журналистам интересны качественные информационные поводы: глубокая экспертиза в технологиях, эксклюзивные отраслевые данные. Как правило, это действительно история крупных компаний. Однако в век цифровых технологий появиться на страницах федеральных СМИ может и малый предприниматель, который умеет пользоваться платформами для взаимодействия с журналистами, социальными сетями и уверен в собственной экспертности.
-
Регулярно просматривайте запросы журналистов телеканалов, радио, печатных и онлайн-СМИ. Для этого есть сервис Pressfeed и ТГ-каналы. Часто журналисты ищут экспертов для публикаций, героев для телевыпусков. Откликайтесь на запросы со своими комментариями и колонками. Журналисты сохраняют полезные контакты. Если ваше выступление было интересным для аудитории конкретного СМИ, то к вам будут обращаться в дальнейшем.
-
Вступите в группы СМИ и PR-сообщества — эти площадки медиа используют для поиска экспертных мнений.
-
Можете также написать напрямую в редакцию и предложить тему, в которой являетесь экспертом. Контакты можно найти на сайте изданий. Но не пытайтесь запитчить журналистам свой бизнес: вас отправят в рекламный отдел. Например, если у вас небольшой салон красоты, попробуйте дать читателям рекомендации по уходу за собой. Если у вас небольшая пекарня, то расскажите об изменениях свойств выпечки в контексте тенденций ЗОЖ или полезных свойствах продуктов. Также вы можете предложить тему с привязкой к какому-то общественному событию, мероприятию, празднику или дате, которые релевантны вашему виду бизнеса. Ваше предложение рассмотрят и разместят статью, если она будет полезна аудитории СМИ.
Таким образом вы поэтапно будете наращивать свой экспертный вес в медийном пространстве. Для этого, безусловно, нужно время, терпение и регулярная работа: не ждите сразу отдачи от одной-двух публикаций, в идеале ваша компания должна упоминаться в различных СМИ два-три раза в месяц.
Продвижение в соцсетях
Помните об имидже в соцсетях: они позволяют создать комьюнити, запустить сарафанное радио и другие механизмы упоминаемости вашего бизнеса. Регулярно размещайте посты/сторис о вашей работе, даже если получаете мало просмотров. Небольшое количество подписчиков тоже влияет на увеличение продаж. Со временем популярность ваших аккаунтов будет расти: люди начнут приходить из разных источников.
Главная PR-задача для малого бизнеса — создание собственного устойчивого комьюнити. Это особенно актуально для тех, кто открывает точку в конкретном районе: пекарню, языковой центр, детскую игровую комнату или ресторан. Вам необходимо очень быстро улучшить видимость и добиться узнаваемости бренда. Соцсети в этом случае — лучший инструмент, потому что они позволяют выкладывать посты с геолокацией (привязкой к определенному месту). Жители района узнают о вашем бизнесе, заметят вашу деятельность и результаты.
Но даже если вы фрилансер или развиваете свой агентский бизнес, без комьюнити тоже не обойтись.
Участие в мероприятиях
Кроме соцсетей, сформировать комьюнити помогает участие в профессиональных мероприятиях. С их помощью вы можете сразу выйти на клиентов, познакомиться с конкурентами и установить контакты с представителями СМИ. После самоизоляции, связанной с пандемией, люди устали от онлайн-конференций в Zoom и стремятся к персональным контактам, личным встречам и общению. Особенно это касается предпринимателей, у которых нишевой бизнес: например, владельцам салонов красоты надо обязательно посещать профессиональные выставки, чтобы узнавать о новых технологиях, находить партнеров, расширять круг знакомств в индустрии.
Учебные программы по теме
На мероприятии вы сможете договориться о маркетинговых коллаборациях с блогерами и другими предпринимателями. Предложите аудитории известного в вашем городе инфлюенсера скидки на свои услуги, договоритесь о совместных рекламных акциях с другими предпринимателями из вашей сферы — такие партнерские отношения приносят взаимный эффект.
В целом пиар для малого бизнеса работает как комплексный инструмент из разных каналов коммуникаций. Вы как предприниматель должны быть очень креативным и изобретательным, не бояться проявлять себя и повышать узнаваемость. Развивайте комьюнити, чтобы заработало сарафанное радио, постоянно тестируйте новые каналы коммуникаций, интегрируйте разные партнерские программы и совмещайте пиар с маркетингом.