На консультациях по развитию карьеры я часто прошу собеседников поделиться ассоциациями. Чаще всего я слышу: работа — это деньги, обязанности, ответственность, нагрузка, сложности, усталость, нечто важное, материальное и вполне вещественное. Учеба — развитие, знания, удовольствие, переключение, расширение горизонта, перерыв в работе, дополнение, совершенствование.
Получается, что у многих есть некоторое психологическое противопоставление работы и учебы. Умные, образованные и развитые люди попадают в ловушку:- «У меня серьезная и ответственная работа, нет времени на всякие глупости».
- «Я знаю, что надо учиться, но я очень загружен и времени совсем нет».
Но действительность давно требует от нас подхода «обучение длиною в жизнь» — lifelong learning. Только так мы сможем оставаться конкурентоспособными на рынке труда в современных экономических условиях.
Как заставить себя учиться
Людей можно грубо разделить на две категории: практики и творческие натуры. Обе могу выстроить свое обучение, руководствуясь некоторыми принципами.
-
Людям рассудительным и рациональным я бы рекомендовала посмотреть на вопрос прагматично. Обучение дает новые знания, навыки, позволяет систематизировать уже имеющийся опыт. Дипломы и сертификаты говорят о серьезности, организованности, амбициях и последовательности в достижении целей. Это конкурентное преимущество человека на кадровом рынке, оно повышает его стоимость. Поэтому, если рассматривать образование как инструмент увеличения дохода, то надо перевести обучение из категории «Хорошо, но не обязательно» в категорию «К исполнению».
-
Для творческих же людей образование — это возможность переплавить все уже наработанное в новую форму, перейти на новый уровень, сделать следующий виток. Они могут улавливать новые тенденции на рынке, чувствуют интерес к новой теме, интересуются новым продуктом. И это будет толчком на следующие несколько лет. Такие вещи нельзя планировать, они происходят спонтанно.
На мой взгляд, рационалисту нужно действовать по плану, а творческому человеку следовать некоторым принципам и сохранять общее направление.
Профессиональная переподготовка в РШУ: 8 направлений, только нужные предметы. Хорошая альтернатива второму высшему. Посмотреть направления и узнать подробности.Как настроить личный образовательный процесс
Четыре общих правила настройки:
-
Процесс обучения должен быть логичным и последовательным. Если в резюме соискателя в разделе «образование» указано «строительный техникум, экономический факультет технического вуза, тренинги по продажам, курсы по видеомонтажу и сертификат по турецкому языку», то работодателю может быть непонятно, какую именно карьеру человек хотел построить на протяжении 15 лет.
-
Если есть стремление к вертикальной карьере (рост в должности), то нужно совмещать отраслевое и управленческое образование, осознанно готовить себя в руководители. Например, если в планах — быть директором по персоналу, то желательно иметь следующий «сет»: высшее образование в области психологии, высшее управленческое образование, дополнительное образование в области трудового права, пройти тренинги по бизнес-коммуникациям и переговорам.
-
При желании сделать горизонтальную карьеру (достижение отраслевой экспертности) нужно все время расширять спектр отраслевых знаний. Предположим, человек хочет стать экспертом в сфере финансов. Он должен последовательно и всесторонне изучать отраслевые аспекты: финансовое планирование, российскую и международную отчетность, управленческий учет, бюджетирование, инвестиционные модели.
-
Желательно, чтобы образовательный процесс, каким бы ни был его формат, состоял как из теоретических, так и из практических блоков. Сбалансированное сочетание теории и практики во время обучения позволяет более полно усваивать информацию. Выбирая краткосрочные курсы или тренинги, важно обращать внимание, есть ли в учебной программе практические задания, анализ кейсов, деловые игры.
Как выбрать образовательную стратегию
Выбор образовательной стратегии зависит от карьерного этапа:
-
На старте карьеры, в возрасте 22-27, нужно активно наращивать навыки в своей сфере деятельности, изучать методологию, успешный опыт коллег. Это период поглощения знаний и самая эффективная тактика: быть губкой, впитывающей все самое лучшее, важное и ценное в своей среде.
-
В период 27-33 лет желательно переключиться на смежные сферы, это позволит сделать новый карьерный виток. Например, врач с хорошим опытом, получивший бизнес-образование, может возглавить частную клинику; опытный руководитель продаж с маркетинговым образованием будет претендентом на позицию коммерческого директора.
-
В период 33- 40 лет желательно развивать навыки управления людьми, организаторские способности. В этом поможет психологическое образование, курсы по HR-тематике или МВА. Получение управленческого образования именно в этом возрасте дает возможность выйти в директорский уровень или попробовать свои силы в предпринимательстве.
-
После 40, как ни странно, необходимо немного «перезарядить батарейки» и переключиться на что-то совершенно новое, неожиданное. Например, финансист, утомившийся от строгих цифр за 20 лет карьеры, может пойти в школу латиноамериканских танцев. Управленец, уставший от людей, ответственности и постоянного стресса, неожиданно запишется в художественную школу и начнет рисовать пейзажи. Это немного странно на первый взгляд, но именно такие резкие скачки и крутые повороты, позволяют людям сбросить накопившийся стресс, активировать невостребованные до этого грани своей личности и восполнить энергетические запасы. После такой перезагрузки люди часто начинают с чистого листа, но на другом качественном уровне. Меняют отрасль, привычный функционал, открывают свой бизнес, занимаются наставничеством или пишут книги.
Запомнить
- Чтобы чувствовать себя уверенно на современном рынке труда, нужно постоянно учиться.
- Заставить себя это делать, найти время и мотивацию — основная проблема.
- Прагматикам нужно оценить выгоды от обучения, творческим натурам — понять, что новые навыки и образование позволит перейти на новый уровень.
- Чтобы личный образовательный процесс стал эффективным, нужно выполнить четыре условия: он должен быть логичным и последовательным; если цель — вертикальный рост, то нужно совмещать отраслевое и управленческое образование; если задача — повышение экспертизы (горизонтальный рост) — нужно все время расширять спектр отраслевых знаний; он должен быть сбалансированным и сочетать как теорию, так и практику.
- Выбор образовательной стратегии зависит от карьерного этапа. В разные периоды жизни нужен разный подход.