Согласно статистике, половина обучающихся бросают уже купленные курсы на полпути. Их не мотивируют даже зря потраченные деньги. Многие студенты действительно не рассчитывают нагрузку или ошибаются с выбором программы. Но есть и те, кто просто поддается мощному тренду непрерывного образования, однако делают это не своевременно: начиная учебу, они не оценивают реальную необходимость новых знаний и навыков в конкретный жизненный период.
Сэкономить деньги и выбрать правильный формат поможет предварительный анализ собственной потребности в обучении. Отправных точек для размышлений может быть несколько.
Содержание:
— От хобби
От задачи
Для специалистов по работе с персоналом одним из определяющих факторов при выборе корпоративных курсов является цель обучения. Этот же подход можно адаптировать для персонального анализа личной потребности в образовании. Полученные результаты помогут выбрать лучшее время для старта и подходящий формат подачи материала.
Существует три уровня задач, которые можно решить с помощью углубления профессиональных знаний:
-
Первый уровень — самый простой. Это запрос на любые хорошо измеряемые KPI’s. Например, заработать больше денег, нарастить объем продаж, увеличить клиентскую базу. Также строго регламентированы правила получения научной степени или перехода в следующий ранг в компании. Сравнение текущих показателей с желаемыми покажет размер разрыва. И если он большой и совершенно вас не устраивает, то настало время получить знания, которые помогут сократить дистанцию.
-
Вторая группа задач связана с качеством выпускаемого продукта, услуги и моральным удовлетворением текущей деятельностью. Например, освоение новой профессии, получение следующей категории мастерства, поиск путей развития, решение психологических проблем, желание сократить затрачиваемое на работу время. В этом подходе учеба превращается в источник новых эмоций, впечатлений. Навыки и осознание приходят через метод проб и ошибок. При этом ошибки не осуждаются, а анализируются для дальнейшего профессионального и эмоционального роста. Определить потребность в обучении в этом случае помогут вопросы: хочу ли я измениться, что меня держит на месте, что я получу в результате изменений. Новая информация может обновить восприятие своего карьерного положения и дать стимул двигаться дальше. Однако, чтобы не испытать разочарование, важно сразу понимать, как будут применены такие навыки в дальнейшем.
-
Третьей целью считается жажда безоговорочного лидерства, желание стать лучшим из лучших. В случае персонального трека сюда же можно отнести и построение личного бренда. На этом уровне оказываются люди, которые уже добились результатов в профессии, выбрали постоянное направление, знают свои преимущества, известны рынку как сильные специалисты. Однако амбиции все еще не дают почивать на лаврах. В таком случае потребность в обучении будет возникать как ответ на поиск новых точек роста и запрос на статус трендсеттера. Вопрос, который стоит задать себе: как добраться до конкурентов и стать номером один в своей нише.
Учиться пока не время, если перед вами не стоит любая из этих трех задач.
От метода
Предположим, что задача четко не формулируется, а учиться почему-то хочется. В таком случае потребность в обучении можно определить при помощи одного из методов, которыми пользуются британские врачи. Они тщательно анализируют свою деятельность по разным параметрам.
Точка входа в рефлексию — это острое ощущение несоответствия текущей действительности с желаемым результатом. После определения бреши, необходимо понять, какими «кирпичиками» ее можно закрыть. Для этого в конце каждого проекта следует задать себе два вопроса: что я сделал хорошо, а что мог бы сделать лучше. Собрав несколько таких ответов, человек сможет обобщить свой опыт и понять, как усилить то, что хорошо пока не получается. В таком анализе важно выявить причины всех критических провалов: именно они укажут, где, когда и чему учиться.
«От эксперта к руководителю» в удобном формате EPUB.
Автор — Елизавета Ефремова, организационный психолог, преподаватель программы MBA. Данная книга призвана помочь вам развить личную эффективность новобранца-руководителя. Она написана специально для тех, кто осознанно выбирает движение вверх по карьерной лестнице.
Еще один метод — ежедневное ведение дневника практики в формате заметок. Это менее структурированные наблюдения, призванные подтолкнуть свободный поток размышлений, подойдут склонным к рефлексии и самоанализу людям. Метод поможет определиться не с конкретной формой обучения, а направить поток размышлений на истинность запроса.
Если оценить своевременность обучения самостоятельно не получается, на помощь приходят менторы, эксперты, руководители или даже просто коллеги. Более опытные специалисты способны проанализировать вашу деятельность и увидеть точки роста, которые не всегда находятся в области классического образования. А равноправные члены команды помогут взглянуть на работу со стороны и поделятся своим опытом учебы.
Системный подход к определению потребностей в обучении на основе специально разработанных тестов предлагают карьерные консультанты.
От рынка труда
Потребность в образовании может быть продиктована объективным состоянием разных профессиональных ниш. Например, если цель заключается в существенном росте зарплаты, возможно, стоит рассмотреть получение новой востребованной и дефицитной специальности. Для этого необходимо собрать информацию по вакансиям, должностям, оплате труда и требованиям к соискателям. Также в рамках размышлений можно составить потрет востребованного специалиста и оценить, в какой степени вы ему соответствуете в нынешней точке развития.
Прокачивать свои знания необходимо сотрудникам, перед которыми открываются хорошие перспективы в уже выбранной сфере. Получение новых навыков может ускорить продвижение по карьерной лестнице, особенно если рост в компании напрямую зависит от уровня образования.
В современном турбулентном мире рынок труда стремительно меняется, рождаются и умирают не только профессии, но и целые индустрии. Потребность в образовании может вырасти из постоянной необходимости быть конкурентоспособным и соответствовать требованиям.
От хобби
Освоение новых навыков не обязательно ведет к материальной выгоде. Творческие мастерские или интересные курсы могут стать инструментами психотерапии. Посещая такие группы, человек получает новые знакомства, меняет тип деятельности, выходит из сценария «дом-работа-дом» и находит «третье место», перезагружается и снижает уровень стресса. Возможно, учеба поможет разорвать замкнутый круг, увлечься новым хобби и взглянуть на свою карьеру под новым углом? Или же станет регулярной тренировкой мозга и такой же полезной рутиной, как поход в спортзал.
От тренда
Несмотря на то что не все студенты завершают купленные курсы, спрос на дополнительное образование в любой форме остается стабильным. Опросы показывают, что 38% россиян хотели бы продолжить учиться, при этом 83% из них довольны своим уровнем профессионализма уже сейчас. Исследование «Нетологии» показывает, что 57% опрошенных планируют в 2024 году учиться онлайн.
Современные активные специалисты вовлечены в тренд непрерывного образования, который сам по себе диктует потребность в регулярном усовершенствовании знаний. Осталось только понять, находитесь ли вы в этом тренде, или это желание навязано вам со стороны.