С 2020 года в бизнес-среде чаще стали использовать термины «условия неопределенности», «чрезмерная турбулентность» и «непредсказуемость». Возникает ощущение, что только сейчас предприниматели и руководители столкнулись с нестабильностью.
— Работаем в BANI-мире — реализуем стартапы
— Кейс: открыться в Китае, чтобы быстро закрыться, но получить важный результат
— Научиться управлять в условиях неопределенности, благодаря программам MBA по управлению бизнесом
При этом история показывает: для описания состояния общества в конце XX века еще в 1980-х годах появилось понятие VUCA. Уже в то время шли разговоры о том, что мир стал:
-
Нестабильным (Volatility) — постоянно происходят перемены.
-
Неопределенным (Uncertainty) — будущее либо сложно представить, либо вообще невозможно прогнозировать. Регулярно случаются события, которые нарушают даже самые продуманные планы.
-
Сложным (Complexity) — факторов, которые влияют на решения, все больше, поэтому сложно анализировать, что именно изменило конечный результат.
-
Неоднозначным (Ambiguity) — постоянно меняющиеся стандарты во всем мире провоцируют создание двусмысленных информационных сигналов. Поэтому все сложнее понимать, как же действовать дальше.
Как видно из определения, понятие нестабильного и неопределенного времени было введено несколько десятилетий назад. Все, что происходит сейчас, — продолжение этой тенденции.
Учебные программы по теме
Преподаватель курсов MBA в Русской Школе Управления Константин Тютюнов отмечает: в 2016 году футурист Жаме Кассио предложил другую концепцию — он считает, что сегодня мы находимся уже в BANI-мире:
-
Хрупком (Brittle) — любая система, которая кажется надежно выстроенной, может быть быстро сломана. Поэтому важно быть гибким и готовым буквально к любым изменениям, тогда можно развить сопротивляемость этим переменам.
-
Тревожном (Anxious) — изменений много, они происходят быстро, и на них почти невозможно повлиять. Все это вызывает тревогу. Если развить эмпатию и осознанность, понимая свои настоящие цели и ценности, можно на них ориентироваться и продолжать двигаться вперед.
-
Нелинейном (Nonlinear) — из-за всего этого никто не может понять, к каким последствиям приведут определенные действия. Но если держать в голове контекст происходящего и продолжать проявлять гибкость, можно стать достаточно маневренным.
-
Непостижимом (Incomprehensible) — из-за избытка информации людям сложно сортировать и осознавать те данные, которые они получают. При стремлении к прозрачности и развитой интуиции, можно справиться с вызовами, которые нам бросает сегодняшняя реальность.
Поэтому сегодня предпринимателям и менеджерам любого уровня следует задуматься: как в изменчивой реальности обеспечить процесс управления проектами. Курсы MBA дают одну из подсказок — запускайте стартапы, чтобы тестировать идеи и принимать осознанные решения. Рассмотрим пример, который показывает эффективность этого подхода.
Работаем в BANI-мире — реализуем стартапы
В теории есть два варианта работы над поставленной целью: процессное и проектное управление.
-
Для реализации задач создаются отделы, определяются должности, у каждого сотрудника есть круг ответственности и ресурсы для работы. Некоторые элементы становятся регулярными. Тогда их выводят в процессное управление, потому что есть четкое понимание этапов действий, необходимых ресурсов, можно предсказать результаты и вести тонкие настройки деятельности.
-
Существуют задачи, которые требуют проектного управления. Для них характерно отсутствие понимания, какого результата нужно достичь и как к этому прийти; смутное понимание, как добиться результата, без понимания способа его достижения; знание результата и путей его достижения с пониманием, что в текущей ситуации внутри проекта есть задачи, которые будут постоянно меняться.
Именно для второго типа задач используют проектный подход как форму управления в турбулентное время. Реальность такова: все нужно делать гибко. Все равно, какой план составлен, — он изменится. Поэтому выигрывают не те, кто составляет планы «по классике», а кто гибко адаптируется в условиях новой реальности. Цели и приоритеты могут и будут меняться — важно не скатиться в хаос.
«От эксперта к руководителю» в удобном формате EPUB.
Автор — Елизавета Ефремова, организационный психолог, преподаватель программы MBA. Данная книга призвана помочь вам развить личную эффективность новобранца-руководителя. Она написана специально для тех, кто осознанно выбирает движение вверх по карьерной лестнице.
Все это привело к созданию метода управления проектами в экстремальной форме неопределенности. Это ситуация, когда все составляющие остаются неизвестными: не знаем, чего хотим, куда идем и как достигнуть результата, но решаемся пойти вперед.
Форму управления такими проектами называют «стартапом» — ее используют, когда хотят понять, как развиваться, какой продукт или услугу запустить, какую бизнес-модель выстроить в этой сфере и как на ней зарабатывать. Поэтому в бизнес-проект закладывают стартовую часть (стартап), после которой происходит переход в классическое ведение проекта, когда появляется нужная информация, и на основании этого создают бизнес.
Рассмотрим на реальном примере, как одна из самых крупных и известных в России компаний реализовала такой метод управления проектами.
Кейс: открыться в Китае, чтобы быстро закрыться, но получить важный результат
В июне 2016 года сеть пиццерий Dodo Pizza вышла в Китай — в 2020 году планировалось открыть 800 точек по всей стране.
-
Этот рынок был очень важен для Dodo Pizza, поэтому они решили попробовать на нем свои силы.
-
Сложность заключалась в том, что в Китае пицца не пользуется популярностью — из-за этого на рынке мало вкусных и интересных концепций.
-
При этом конкуренция высокая — хватает мест, где можно перекусить намного вкуснее и дешевле.
-
Еще один недостаток — из-за отсутствия четкого позиционирования фирменный стиль был непонятен и непривлекателен для жителей Китая.
Был принят ряд решений:
-
Запустить первую пиццерию Dodo Pizza в одном из центральных районов города Ханчжоу. Именно там был достаточно высокий трафик.
-
Интерпретировать римскую пиццу — построить меню на сочетании вкусов и рецептов, которые популярны в Китае.
-
Принимать заказы без кассира — человека заменило приложение в популярном мессенджере WeChat. Посетитель сканирует нужный QR-код с телефона, оплачивает свой заказ через приложение и самостоятельно забирает еду по мере готовности.
-
Создать новый фирменный стиль в азиатской стилистике, которая намного выразительнее ярче европейской.
Была проделана большая работа, однако в апреле 2021 года компания свернула бизнес в этом регионе.
Что же пошло не так
-
При всех стараниях у Dodo Pizza не получилось продвинуть пиццу, как доступную, вкусную и «быструю» еду. Выстраивая бизнес по европейской модели, они конкурировали с уже известными в Китае классическими ресторанами.
-
Если в России до 40% заказов приходилось на долю доставки, то в Китае эта модель была обречена на провал. Конкуренция в агрегаторах стала настоящей проблемой.
-
Несмотря на попытки придумать рецепты интересных напитков, Dodo Pizza не выдержали конкуренцию с другими заведениями.
-
Акции и специальные предложения тоже не давали желаемого результата, по сравнению с пиццериями в России.
Описанное выше и было стартапом. В Dodo Pizza сразу заявили, что их цель — найти работающую бизнес-модель, чтобы понять, как дальше масштабироваться. Этот опыт помог компании понять:
-
Как заранее принимать заказы.
-
Как работать с большим трафиком.
-
Как работать через мобильное приложение без кассиров.
-
Какие напитки можно дополнительно запустить.
-
В каком виде дальше работать в России и других странах.
-
Какая бизнес-модель точно не подходит Dodo Pizza.
Когда есть идея, но непонятно, куда она приведет, имеется желание все «пощупать» — и есть форма стартапа.
Научиться управлять в условиях неопределенности, благодаря программам MBA по управлению бизнесом
В Русской Школе Управления разработана линейка программ MBA, структура которых учитывает реальности VUCA-мира. В них применяется опыт передовых ИТ-компаний, которые успешно внедрили формы проектного управления, приспособленные для мира с высокой неопределенностью:
-
Часть каждой программы посвящена проектам, в которых следует применять гибкие методы управления. В них нет экстремальности, но есть большой простор для изменения правил и приоритетов.
-
Курсы содержат информацию о том, как применять классические методы управления проектами, когда уже есть понимание, в каком направлении нужно двигаться и как решать задачи.
-
Также включены правила и инструменты для последовательного применения отдельных методик или их сочетания для достижения целей конкретного проекта или бизнеса.
-
Слушатели изучают модели поведения при наступлении случаев экстремальной неопределенности.
После выпуска участники обучения умеют:
-
Выбирать актуальные и интересные проекты, которые стоит тестировать на жизнеспособность.
-
Работать без страха и запускать проекты в поисковом режиме уже на старте, не дожидаясь, когда возникнет в этом острая необходимость.
-
Реализовывать проекты гибко и без бюрократии.
-
Определять, когда следует самим создавать условия предсказуемости и доводить проект до итога в классической форме.
Подробнее о том, как мы переосмыслили формат классического MBA, и что из этого вышло, читайте в нашей статье.