Корпоративное обучение: важные тренды 2022-2023

Корпоративное обучение: важные тренды 2022-2023

На People & Organization Forum (организатор — газета «Ведомости») директор департамента корпоративного обучения Школы управления «Сколково» Денис Конанчук поделился новым исследованием рынка обучения и рассказал о трансформации образовательных процессов в компаниях.
1844

Если «ковидный» кризис сильно ударил по офисным сотрудникам, которым пришлось работать в сложных удаленных условиях, то нынешняя ситуация затронула топ-менеджмент. Сложнее всего пришлось управленцам, отвечающим за финансы и стратегии. Все они сегодня испытывают растерянность и думают, как помочь бизнесу выжить. Но к счастью, ситуация в компаниях неоднородная — многое зависит от отрасли.

Особенно тяжелый период проходят те, кто ранее очень много инвестировал и у кого огромная технологическая инфраструктура, требующая постоянного обновления и обслуживания. Но в большинстве компаний повторяется сценарий ковидного периода — многим сейчас не до обучения. Потому что образование — это направление, связанное с развитием, а не с выживанием.

Основной вопрос участников рынка обучения

В обучении наметилось отдельное направление, связанное с психотерапией и различными коммуникационными форматами. У людей появилась потребность говорить, делиться проблемами, давать советы друг другу.

Но главный вопрос, который задают сегодня участники рынка обучения, заключается в следующем: как на фоне текущей обстановки перезагрузится содержательная повестка в обучении? Раньше ключевыми были три темы: трансформация, ESG (экологическое, социальное и корпоративное управление), а также, в зависимости от бизнеса, операционная эффективность, безопасность и другие вопросы.

Когда компании найдут точку опоры, им придется выстраивать стратегии и решать, что делать дальше.

Корпоративное обучение: тренды 2022 года

Школа управления «Сколково» в мае 2022 года опросила 150 топ-менеджеров и экспертов и выявила новые темы, которые появляются в сегменте образования. Их условно можно разделить на два больших блока: краткосрочные и среднесрочные вызовы.

Краткосрочные проблемы в корпоративном обучении

Краткосрочные проблемы объединены общими целями выживания и обретения устойчивости. К ним управленцы относят несколько направлений, которые будут определять интерес к развитию определенных корпоративных компетенций:

  • Устойчивая логистика (13%).

  • Международные платежи (12%).

  • Лидерство в кризис (11%).

  • Сценарии будущего (9%).

При этом 19% респондентов признаются, что им сейчас «не до обучения». А 22% респондентов волнует тема обретения устойчивости в новой экономической географии. Этот тренд затрагивает в первую очередь экспортеров, которые в результате закрытия больших рынков вынуждены искать альтернативы.

Корпоративное обучение персонала

Развивайте сотрудников с учетом стоящих перед ними задач:

  • Консультанты РШУ выявят проблемные моменты и вместе с опытными бизнес-тренерами проработают программу курса. При необходимости создадут новые программы обучения.
  • В результате вы получите профессиональную и сплоченную команду, мотивированную на достижение поставленных целей.

Для них задача в рамках корпоративного обучения звучит так: как в других, дружественных России странах выстроить финансово-логистическую систему с учетом всех санкционных ограничений.

Алгоритму решения этой проблемы сложно научить. Он в любом случае будет уникальным. Поэтому, когда компании найдут решения, вряд ли они поспешат ими делиться с остальными.

Среднесрочные цели в обучении

Среднесрочные цели в корпоративном обучении будут связаны с развитием в новых экономических условиях (2023 — 2025 гг.).

Есть несколько ключевых тем, которые, по мнению участников рынка, определят повестку на ближайшие годы:

  • Международное развитие.

  • Операционное превосходство.

  • Технологическая и цифровая устойчивость.

  • Устойчивое развитие.

  • Гибкое лидерство.

В условиях беспрецедентного роста затрат громко звучит тема операционного превосходства. Если менеджер уже может рассчитать, сколько стоит каждое его действие, то компании пока не понимают, как им выйти из убыточного состояния.

Ключевые темы в T&D: чему учить в 2022—2023 годах

До 24 февраля 2022 года 75% длинных программ «Сколково» были связаны с цифровой трансформацией — таков был запрос самого бизнеса. Сейчас вектор интереса топ-менеджмента смещается на лидерство. Управленцы пытаются понять, каким должен быть лидер в новых условиях. Контекст будущего до конца не понятен.

Компетенции Мягкие навыки
Лидерство        
Критическое мышление
Управление изменениями Осознанность, управление собой   
Цифровая трансформация    Ментальная гибкость   
Операционная эффективность    Коммуникация   
Понимание клиента    Готовность к риску   

Трансформационный образовательный опыт

У многих сформировалось отношение к обучению как к услуге, сервису. Но у сервиса есть определенный критерий — time well-saved. По мнению Дениса Конанчука, компании-лидеры отличаются другим подходом: они работают в экономике опыта, когда ты платишь за то, чтобы получить больше новых впечатлений и, наоборот, как можно больше времени посвятить обучению. В этом контексте особую роль играет режиссура опыта, то есть перезагрузка.

Лидерам в обучении уже интересен не столько сам опыт, сколько трансформация опыта.

Еще один намечающийся тренд — это синтез разных знаний. История, когда менеджер учит менеджера, а инженер — инженера, завершается. Сейчас важна работа с многообразием: наука, искусство, управление — все работает во взаимосвязи.

Ранее при разработке программ обучения Школа управления «Сколково» вместе с эйчарами ориентировалась на содержание (чему надо научить и как научить). Но сегодня такого подхода недостаточно: надо проектировать не только content flow (поток контента), но и energy flow (поток энергии). Важно управлять энергией в группе обучающихся и видеть, в какой момент они устают. И это уже совсем иной подход в обучении — работа с состояниями людей.

По материалам People & Organization Forum (организатор — газета «Ведомости»).

 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!