Суть и задачи комплаенса. Основные тезисы прямого эфира с преподавателем Русской Школы Управления Мариной Кобышевой.
Суть комплаенса — в согласованности и контроле всех действий и процессов в компании. В первую очередь процедуры комплаенса связаны с выполнением требований законодательства, а также соблюдением локальных корпоративных норм и правил. Основная задача комплаенса — защита компании от мошеннических действий.
До недавнего времени понятия комплаенса в российском законодательстве не было, а специалисты по корпоративной безопасности отталкивались от западного стандарта:
Комплаенс — это система, под которой понимается перечень мер и контрольных процедур, направленных на идентификацию и оценку коррупционных рисков, предотвращение, выявление и регулирование всевозможных фактов коррупционных действий.
В марте 2020 года был принят федеральный закон №33 ФЗ от 1 марта 2020 года «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите конкуренции”», который официально ввел понятие антимонопольного комплаенса:
«...система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства — совокупность правовых и организационных мер, предусмотренных внутренним актом (внутренними актами) хозяйствующего субъекта либо другого лица из числа лиц, входящих в одну группу лиц с этим хозяйствующим субъектом, если такой внутренний акт (внутренние акты) распространяется на этого хозяйствующего субъекта, и направленных на соблюдение им требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения».
Разделение комплаенса на антимонопольный и антикоррупционный противоречит сути этого понятия, потому что сама процедура противодействия мошенническим рискам и соблюдения законодательных норм подразумевает согласованность всех действий. Однако законодатель ввел понятие антимонопольного комплаенса, так как инициатором законопроекта была ФАС, а большее количество нарушений — картельные сговоры, мошенничество и коррупция — происходят в сфере госзакупок. Вместо антикоррупционного комплаенса в значении комплекса соответствующих мер в законодательстве РФ используется термин «антикоррупционная политика».
Организация комплаенса в компании
Комплаенс выстраивают на основе управления рисками — взвешенного принятия управленческих решений. Риск-менеджмент дает хорошие результаты по снижению угроз: компания получает возможности для решения проблем, минимизации последствий инцидентов, а ее прибыль возрастает.
Риск свести к нулю невозможно, он только может быть минимальным. Поэтому работа с рисками в компании должна вестись постоянно. Для предотвращения потерь нужно построить систему контроля всего персонала и корпоративных событий.
В основе антикоррупционной системы лежат три принципа, которые формируют культуру комплаенса:
-
Нетерпимость к коррупции во всех ее проявлениях. Коррупция — транснациональное зло. Это действия мошеннического характера (определение относится к действиям как государственных служащих, так и сотрудников компаний), направленные на извлечение прибыли с использованием служебного положения. Они могут иметь материальный или нематериальный характер (непотизм). От действий взяточников и теневой экономики страдает государство, граждане и бизнес. Например, согласно данным доклада генерального прокурора РФ, ущерб от коррупционных преступлений в 2019 году превысил 55 млрд руб. В итоге государство не смогло направить эту сумму на выплаты пособий, субсидирование малого бизнеса или другие нужды. А объем российской теневой экономики достигает 45%.
-
Безусловное соблюдение норм, правил и законов. Комплаенс в бизнесе начинается с соблюдения всех законодательных норм. Руководство компании должно принять решение о строгом соблюдении законодательства и внутренних регламентов. Если менеджмент транслирует идею, что закон един для всех, бизнес нужно вести этично, и показывает это своим примером, остальные сотрудники начинают доверять компании. Такой подход — залог долгого и устойчивого развития на рынке.
-
Неотвратимость наказания. К правонарушителю, независимо от поста, который он занимает, должны применяться соответствующие санкции.
Запомнить
- Основная задача корпоративного комплаенса — защита компании от мошеннических действий.
- Суть комплаенса — в согласованности и контроле всех действий и процессов в компании.
- До недавнего времени в российском законодательстве не было понятия комплаенса. Однако в 2020 году вступил в силу закон №33 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите конкуренции”», который официально ввел понятие антимонопольного комплаенса.
- Разделение комплаенса на антимонопольный и антикоррупционный не имеет смысла, потому что сама процедура противодействия мошенническим рискам и соблюдения законодательных норм подразумевает согласованность всех действий.
- Вместо антикоррупционного комплаенса в значении комплекса соответствующих мер в законодательстве РФ используется термин «антикоррупционная политика».
- Корпоративный комплаенс выстраивают с точки зрения управления рисками — взвешенного принятия управленческих решений. В его основе лежат три принципа: нетерпимость к коррупции во всех ее проявлениях, безусловное соблюдение норм, правил и законов и неотвратимость наказания.
Развивайтесь вместе с нами: в каталоге Русской Школы Управления более 700 онлайн-трансляций и 500 дистанционных курсов. Учитесь в удобном формате в любое время и в любом месте!
Смотрите также: Мошенничество в бизнесе. Внутренний контроль