MBA
Личный кабинет
Карьера руководителя: с чего начать и как развиваться

Карьера руководителя: с чего начать и как развиваться

Почему не нужно бояться своих амбиций, с чего начать изменения, если вы решили расти по карьерной лестнице, а также что поможет начинающему менеджеру работать эффективно
4007

Основные тезисы прямого эфира с Павлом Вербняком, преподавателем Русской Школы Управления, сертифицированным тренером, коучем по раскрытию личностного потенциала, постановки достижения целей и психологии успеха.

Изучая карьеры разных успешных людей (в спорте, политике, бизнесе) я понял, что достижение результатов связано не только с удачей. Все это предсказуемо, не случайно, есть определенные параметры и принципы, которые приводят руководителя к результатам. И конечно, лидеры понимают, что их способности поддаются тренировке и развитию: любому деловому навыку можно научиться, а умение достигать цели — это тоже навык, который следует развивать.

Четыре рычага для достижения цели

Чтобы стать руководителем, нужно начинать с нуля, и это нормально. Чтобы делать что-то хорошо, сначала придется этому научиться. Успех связан с психологией лидерства, привычками, которые помогают расти, умением философски относиться к трудностям, которые возникают на этом пути.

Как таковых неудач не существует — есть опыт, уроки, которые можно анализировать и использовать для достижения своих целей (стать руководителем в организации, стать начальником отдела). Они не уникальны: кто-то когда-то их уже добивался, поэтому известны как минимум четыре средства, которые помогут сделать это эффективнее.

  1. Знания других людей.

  2. Книги, семинары, тренинги — руководители постоянно учатся и растут.

  3. Умение делегировать задачи, использовать чужие навыки. Установка «хочешь сделать хорошо — сделай это сам» в наше турбулентное, быстро меняющееся время не актуальна.

  4. Деньги других людей.

На вопросы: как использовать время, как справляться с многозадачностью, как обгонять конкурентов, как быть более эффективным менеджером уже даны ответы. Они есть в книгах, у людей, которые вас окружают: не бойтесь просить помощи, учиться, проявлять инициативу.

Помните о важности работы

Развивая профессиональную карьеру руководителя, приступайте к новой работе как можно раньше: это даст опыт, ведь лучше всего мы учимся не по книгам, а применяя знания на практике. Постоянно развивайтесь — пусть всего по часу в день, но знания будут накапливаться, а самооценка расти.

Общайтесь

Любые цели достигаются в связке с другими людьми. Благодаря интернету, сейчас можно дотянуться до любого эксперта всего за 2—3 касания, поэтому обращайтесь за советом, подсказкой, рекомендацией к тем, кто уже добился профессиональных успехов. Узнавайте, что они читают, какой у них режим дня, что они делали для достижения карьерных целей. Ваше мышление постепенно изменится, а после начнут меняться решения, вы станете действовать иначе и в итоге получите другой результат. Мы все начинаем с нуля, но, используя опыт других людей (через книги, личное общение, посещение семинаров), вы сможете смоделировать его в своей ситуации и добиться эффекта.

Ваше подсознание может давать сдерживающие установки, страхи (неудачи, критики и осуждения, успеха, отказа), которые мешают двигаться вперед. Со страхами, возможно, придется поработать с коучем, потому что сами мы часто не видим свои «слепые зоны».

Важно развивать как общечеловеческие качества (например, дисциплина, пунктуальность, честность), так и профессиональные: скорость выполнения задач, инициативность. Можно выписать, как это делал Бенджамин Франклин, добродетели (привычки и навыки), которые вы хотите развить в течение жизни. Планируйте развитие одной привычки или компетенции в течение месяца. Представьте, что к концу года у вас будет 12 новых навыков!

Узнайте, как развить навыки эффективного управления временем, научиться убеждать коллег и повысить самомотивацию, на тренинге «Многозадачность: как сосредоточиться и преодолеть дефицит внимания».

Развивайте навык общения и нетворкинга, контактируйте с людьми, общайтесь, посещайте семинары. Независимо от того, интроверт вы или экстраверт, этому навыку (как любому деловому) можно научиться. Эффективные руководители — всегда хорошие коммуникаторы, они понимают психологию общения, знают, на что делать упор, как мотивировать и вдохновлять других.

Проявляйте инициативу

Берите на себя новые задачи, обращайтесь к начальству и уточняйте, что вы можете сделать, какую услугу предложить организации, какой продукт создать, как развиваться, чтобы больше стоить и быстрее достигать целей, стоящих перед компанией. Качество вопросов, которые вы задаете себе и руководителю, определяет качество результата. Чем больше правильных вопросов, тем больше интересных ответов находит ваш мозг. Руководитель будет предлагать больше задач, соответственно, увеличится ваша зарплата, потому что деньги прямо пропорциональны ценности, которую вы даете бизнесу.

Заявляйте о себе

Заявляйте о своих амбициях — о том, что хотите развиваться, двигаться по карьерной лестнице. Потому что другие люди не умеют читать ваши мысли, и нужно говорить о себе и планах, зарекомендовать себя на совещаниях, чтобы вас ассоциировали с активным, амбициозным, вызывающим доверие профессионалом. Сила маленьких шагов приведет вас к желаемым результатам. Сначала в голове, потом на бумаге, а затем она проявится и в жизни.

Не бойтесь ошибок

Совершайте ошибки, делайте выводы, работайте над ними, но не повторяйте одни и те же. Осознанные менеджеры относятся к ошибкам подчиненных лояльно: не получилось — ищем другой способ.

Используйте возможности компании

Чтобы развиваться по карьерной лестнице, используйте возможности, которые предоставляет организация. Это могут быть дополнительные семинары, тренинги для персонала — чем компетентнее сотрудники, тем лучше для компании. Отнеситесь к любой работе как к работе на себя, даже если она по найму.

Развивайте мягкие навыки

Развивайте навыки коммуникации, эмоционального интеллекта, переговоров, публичных выступлений, умение искать креативные идеи для решения задач, умение мотивировать людей и многие другие. Это навыки двадцать первого века, остальные, которые были актуальны ранее, сейчас заменяются роботами, искусственным интеллектом.

Визуализируйте успех

Успех начинается в мыслях: вы можете утром представить, что будете делать в течение дня, как себя вести, и день пройдет более упорядочено и эффективно. Визуализация цели и действий активизирует внутренние ресурсы, которые дают энергию и помогают достигать результатов. Увидьте себя руководителем — изменения запускаются изнутри.

Постоянно учитесь

Одна из важнейших привычек, гарантирующая продвижение, это привычка к постоянному личностному и профессиональному развитию. Она ключ к достижениям, потому что гарантирует постоянное получение знаний и компетенций.

Мир быстро меняется, нужно за ним успевать: используйте время в дороге, слушайте подкасты и аудиокниги по важным темам. Во многих компаниях есть корпоративная библиотека, туда тоже стоит заглянуть. Будьте инициатором обучения, ролевой моделью для остальных, мотивируйте всех учиться.

Развивайте личную эффективность

Развивайте навык личной эффективности, тайм-менеджмента, контролируйте свое время. Помните о принципе Парето: из десяти задач, которые вы планируете с вечера, две будут самыми важными. Но если, не расставив приоритетов, вы пойдете по порядку (первая задача, вторая…), то из-за усталости не успеете сделать важные седьмую и девятую задачи, например. Поэтому нужно планировать, расставлять приоритеты. Для этого используйте квадрат Кови, матрицу Эйзенхауэра (срочное — важное, срочное — неважное) — существует много инструментов, которые руководители могут использовать для повышения личной эффективности. Потому что в жизни слишком много задач, встреч, сложностей — делегируйте и контролируйте свое время разумно.

Помогайте себе

Развивайте эмоциональный интеллект, применяйте стресс-менеджмент, наладьте режим дня и питания, которые снижают стресс и эмоциональное выгорание. Уберите отвлекающие факторы, негативные новости, все, что отдаляет вас от цели.

Научитесь говорить «нет». Когда у вас появится четкая цель, станет понятно, чему сказать «да», а чему «нет». Поэтому стоит составлять список не только того, что нужно сделать, но и того, что делать не нужно.

Держите равновесие в общении

Будьте гибкими, находите точные аргументы, отстаивайте свою позицию, если требуется, но при этом, общаясь с людьми, прислушивайтесь к мнениям со стороны. Цените окружающих, но не переоценивайте. Развивайте способность слышать собеседника, благодарить его, мотивировать.

Поощряйте инициативу в других людях. Соблюдайте субординацию, но будьте готовы к конфликтным ситуациям. Вкладывайтесь в отношения: сотрудников нужно уметь вести за собой, вдохновлять на достижение определенных задач. Умейте работать дипломатично. Принимайте решения вовремя, увольняя интриганов. Думайте глобально, а действуйте локально: разберитесь, куда вы идете сами и ведете свою компанию. Следите за своим внешним видом.

Фокусируйтесь на деле

Держите в фокусе потребности компании, результат, потому что лидеры решают задачи, ищут способы эффективного достижения целей. И это тоже важный элемент реализации своих приоритетов.

Не бойтесь просить помощи

Чтобы что-то изменить, надо это измерить. Проанализируйте, какие слабые или сильные стороны у вас есть, какие возможности или угрозы существуют. Задавайте вопросы: самому себе, другим людям, своим коллегам и руководителям: «Как ты думаешь, что мне развить в себе, чтобы помочь другим, быть полезным компании?». Эти вопросы помогут открыть многие двери и выявить свои «слепые зоны».

Запомнить

  • Чтобы стать руководителем, нужно в первую очередь принять решение и захотеть достичь такой высоты. И от этого выстраивать изменения.

  • Составьте список преимуществ, которые вы получите, достигнув цели. Затем составьте список препятствий (это могут быть внешние или внутренние факторы — нет команды, знаний, есть ограничивающие убеждения или страхи). С этими причинами можно и нужно работать, самостоятельно или со специалистами, коучами.

  • Составьте список людей и организаций, помощь которых вам потребуется. Свяжитесь с ними в соцсетях, попросите рекомендации, задайте им вопросы. Так вы получите ответы, которые сэкономят ваши средства и время.

  • Подготовьте план действий и помните: главное — действовать ежедневно. Так, годовую цель разбейте на 12 месячных, месячную на 4 недельных, недельную на 7 дневных. И станет понятно, из каких 365 шагов складывается ваша цель. Часто люди переоценивают, что можно сделать за один год, но недооценивают, что можно сделать за 5—7 лет.

Мечты, которые у вас есть, появились не просто так. Это значит, что вы имеете потенциал для их реализации. Если вы захотели стать руководителем, увеличить свой доход, повысить профессиональный статус — двигайтесь к этой цели, как к маяку. Да, будут откаты или плато, но это проверка, действительно ли вы хотите добиться желаемого. Делайте шаги в направлении цели каждый день, развивайтесь, используйте свое время эффективно, и все получится.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!