8 (800) 100-02-03
8 (800) 100-02-03
Как справиться с волнением перед публичным выступлением

Как справиться с волнением перед публичным выступлением

Лучшие практики от психологов и бизнес-лидеров
10651

Для топ-менеджера выступления перед публикой постепенно становятся привычным делом — нужно представить стратегию учредителям, рассказать о пути компании инвесторам, дать напутствия и вдохновить сотрудников. Но когда мы только развиваемся на пути управленца или предпринимателя, опыта и ораторских навыков у нас еще мало.

Бывает, что мы выходим на сцену с отрепетированной речью, но лаконичный и спокойный рассказ превращается во что-то нервное и непонятное. Еще хуже, когда мы замираем и не можем сказать ни слова. Конечно, это не очень приятно и даже опасно для карьеры. Но есть способы избежать таких реакций и замешательства во время публичного выступления. Вот несколько лайфхаков, которые помогут не растеряться на публике.

Проработайте позы

На сцене важно не только что вы говорите, но и то, какие невербальные сигналы вы посылаете публике. Социальный психолог Эми Кадди на лекции про язык тела рекомендует: если на выступлении вы чувствуете себя неловко, попробуйте поменять позу на более властную. Например, можно расслабить плечи и руки, выставить вперед грудь. Открытая поза поможет чувствовать себя спокойнее и увереннее.

Практикуйте дыхательные упражнения

Любое выступление — сильный стресс. Обычно в организме это проявляется выработкой нескольких гормонов, которые провоцируют напряжение. Мы начинаем реагировать агрессивно или, наоборот, замираем. Мышцы сильно напрягаются и не могут расслабиться, дыхание затрудняется.

Первое, что следует сделать в такой ситуации — успокоиться, то есть нормализовать состояние организма и выработку веществ. Для этого нужно насытить его кислородом, расслабить мышцы.

Коуч Кристин Шеффер советует изучить дыхательные практики. Например, еще до выступления попробуйте подышать ровно и глубоко. Сделайте хотя бы десять глубоких вдохов и выдохов, каждый в течение 3-4 секунд.

Смотрите также: Коммуникации в управлении

Размеренное дыхание можно практиковать и во время выступления. Если почувствуете, что начинаете сбиваться, сделайте глубокий вдох и спокойно выдохните. Пауза в несколько секунд не сделает вас плохим оратором, зато вы восстановите спокойствие и сможете продуктивно провести свою презентацию или речь.

Признайте, что нервничаете

Хорошие ораторы умеют наладить особую связь с аудиторией, стать для слушателей не просто докладчиком, а буквально близким человеком. Попробуйте открыто признать, что нервничаете. Например, во время выступления можете сказать, что собрали много информации, структурировали ее, подготовились, но все равно переживаете, что этого недостаточно. Подобная откровенность располагает.

Не переживайте из-за отсутствия ответов

Конечно, хороший спикер досконально разбирается в своей сфере — будьте готовы рассказать больше, чем указано на слайдах или в вашей записке с речью. Но нужно понимать, что ни один человек не знает ответов на все вопросы. Не переживайте, если вы не смогли ответить на что-то, что выходит за рамки выступления. Это значит, что вы заинтриговали аудиторию, заставили ее размышлять — получается, вас действительно слушали. Вместо ответа, можно предложить аудитории подумать над сложной темой. Или пообещать ответить на вопрос в следующем выступлении.

Поработайте над содержанием речи

Профессор факультета бизнеса и экономики университета Лозанны Джон Антонакис выяснил, что аудитория на 60% лучше воспринимает ораторов, которые используют в своем выступлении метафоры, сравнения и аналогии. Подумайте, есть ли в вашей речи сложные моменты или термины. Как их можно быстро и просто объяснить? Потренируйтесь создавать метафоры — например, возьмите список сложных терминов из вашей отрасли и попробуйте объяснить их с помощью сравнений друзьям, которые работают в другой сфере.

Когда ваша речь увлечет аудиторию, будет уже не до волнения, вы поймете, что управляете ей, люди готовы вас слушать.

Решайте проблемы

Писательница Нэнси Дуарте в «Руководстве для публичных презентаций» считает, что свою речь следует выстраивать вокруг решения проблем — обозначили сложность, предложили выход из ситуации, повторили.

Выбирать нужно проблемы, которые касаются слушателей, затрагивают общую боль аудитории и лектора. Чтобы определить, верно ли выбрана проблема, спросите об этом людей. Например, вы выступаете перед сотрудниками и должны рассказать о новой стратегии компании. Один из ее пунктов — повысить продуктивность работников. Начните свою речь с вопроса, часто ли сотрудники остаются в офисе после официального окончания рабочего дня. Узнайте, беспокоит ли их это. Услышав положительный ответ, предложите решение проблемы — уточнение KPI, которое позволит не перерабатывать, бонусы тем, кто успеет выполнить задачи вовремя.

Выстраивая выступление вокруг проблемы и ее решения, вы превращаете публичную презентацию в диалог. Это конструктивнее, чем просто рассказ о чем-то.

Примите свое несовершенство

Проблемы с публичными выступлениями обычно возникают, когда мы думаем, как хорошо выглядеть, а не о том, зачем мы вообще решили выступать. Джанет Эспозито, автор книги «В центре внимания: преодолейте свой страх публичных выступлений», рекомендует сдвинуть фокус внимания с себя на истинную цель — сделать что-то ценное для аудитории. Писательница советует: перестаньте пугать себя мыслями, что может пойти не так. Лучше сосредоточьтесь на пользе, которую вы принесете слушателям. Откажитесь от попыток быть идеальными и осознайте, что нет ничего страшного в ошибках. Главное — чтобы вы пришли к аудитории с важной и полезной информацией.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!