Основные тезисы прямого эфира с преподавателем программы MBA Русской Школы Управления Дмитрием Михайловым.
Лидерство — это поведение, совокупность действий человека, которая приводит к определенным результатам:
-
Его последователи понимают, чего хотят достичь вместе с лидером.
-
Возникает согласованность действий, с подачи лидера люди действуют как единая команда.
-
Появляется приверженность, сотрудники работают для достижения общей цели.
Три подхода к лидерству
В теории лидерства выделяют разные подходы к этому явлению, основанные на личностных качествах, поведении, внешних факторах и эмоциональном интеллекте. В современном мире все они имеют тенденцию к объединению. Рассмотрим три распространенных подхода.
Подход личностных качеств
В первой половине двадцатого века некоторые исследователи выдвинули предположение, что лидеры обладают особыми чертами, набором качеств личности. Благодаря им возникает феноменальная лидерская триада: направленность, согласованность, приверженность.
Способность вызывать доверие у окружающих — одна из самых важных черт, которая присуща лидеру. Научные институты, изучающие этот вопрос, описывают поведение, которое должен демонстрировать человек для создания доверительной атмосферы. В частности, перечисляют виды действий, повышающие доверие.
Например, одна из характеристик лидера — умение говорить прямо. Это не означает, что лидер может говорить абсолютно все, но он адаптирует правду, исходя из уровня своих последователей или подчиненных. В ритейле на совещании со средним и нижним менеджментом лидер скажет, что конкуренция будет усиливаться. Но только со своими заместителями он станет обсуждать вопрос поглощения их сети крупным конкурентом.
Умение извиняться, признавать свою неправоту. Эта черта также формирует доверие к лидеру.
Способность влиять на других. Чтобы развить такой навык, следует заранее научиться аргументировать и работать с негативом.
Ситуационный подход
Основа этого подхода — предположение, что на работу лидера оказывают влияние не только его личностные характеристики, но и внешние факторы (среда, компетентность подчиненных, задачи). Ситуационный подход представлен несколькими моделями: моделью руководства Фидлера; подходом Митчела и Хауса «путь – цель»; теорией жизненного цикла Херси и Бланшара и моделью принятия решений руководителем Врума-Йеттона.
Наиболее интересным нам представляется теория жизненного цикла Херси и Бланшара, в соответствии с которой лидеру особенно важно знать о степени зрелости подчиненных, образовании, опыте и готовности принимать на себя ответственность. И уже в зависимости от их уровня использовать тот или иной метод управления. Такой навык тоже можно развивать, освоив простые инструменты и схемы поведения. Например, лидер может выбрать, быть ему инструктирующим, директивным, поддерживающим или делегирующим руководителем.
Кроме техники, которую можно изучить на тренингах, важно иметь внутреннее чутье. Ведь люди прекрасно чувствуют, когда и зачем им задают наводящие вопросы, и подыгрывают — говорят то, что руководителю хочется услышать. Разобраться в этом — тоже задача лидера.
Контекстное лидерство
Лидер должен понимать, в каком контексте он способен показывать хорошие результаты. Например, попав в коллектив со множеством конфликтов, лидер может быть хорош в их разрешении. Если он окажется в компании, где это главное, то, безусловно, приобретет репутацию успешного руководителя. Но, попав в другой контекст, структурный, когда нужно вводить правила и регламенты, описывать бизнес-процессы, он может сдать свои позиции. Нужно переходить из одного направления в другое, уметь их совмещать, однако у большинства руководителей есть один основной контекст. И в него важно попасть.
Как стать лидером
Хорошая формула для развития любой компетенции (не обязательно лидерской): 10 х 20 х 70. В соответствии с ней любая информация берется нами на 10% из знаний (хороший лидер, например, читает бизнес-литературу, статьи в интернете), на 20% — из тренингов, на которых происходила подготовка, «дрессировка» с отработкой каких-то инструментов. А 70% — практика на рабочем месте, которую ничто не заменит, но для нее нужна сильная мотивация, настойчивость.
Компетенции лидера тоже можно развить. Любой человек способен стать лидером, но выдающимся — только тот, у кого были задатки, которые он вырастил в себе сам. Чтобы этого добиться, сделайте несколько важных шагов:
-
Начните с самоанализа, определите, какие качества развиты у вас сейчас. Можно сделать SWOT-анализ или собрать информацию от коллег и друзей. Или в открытой коммуникации спросить у своих подчиненных, что, на их взгляд, у вас хорошо развито, а что нужно улучшить для построения согласованной работы с понятной, единой для всех целью.
-
Определите цели на год и наметьте несколько навыков для развития. Например, навык убеждения, способность вызывать доверие, делегирование. Одновременно увеличивая несколько компетенций, вы сможете добиться эффекта сложного процента, при котором полученные активы, в нашем случае знания и профессиональный уровень, прибавляются к сумме «вклада» — компетенций.
Все лидеры находят своих последователей, которые верят в их идеи, и строят успешные предприятия. Поэтому представление, что существует особый, единственный тип лидера, уходит в прошлое. На его место приходит понимание, что для разных сред и ситуаций нужен свой лидер с уникальными компетенциями и способностью добиваться результатов в разных контекстах.
Узнайте больше о секретах лидерства и получите работающие инструменты от наших экспертов на курсе Micro MBA. Лидерство. Подробности и регистрация →